Подробное содержание программы Продвинутого курса

Трудные клиентские случаи. Помощь концептуализации, интервизии и супервизии.

На семинаре будут рассмотрены методологические, стратегические и тактические трудности возникающие со сложными пациентами и клиентами. Будут разобраны типичные ошибки терапии и начинающих специалистов, а также возможные решения затруднений и возникающих сложностей. Особое внимание будет уделено концептуализации и ее активному использованию для повышения эффективности терапии. Большая часть семинара будет посвящена практике и проработке кейсов и клинических примеров участников семинара. Будут использованы различные форматы, в том числе работа в «тройках», интервизия и супервизия.

Ведущий - Ковпак Д. В.

Поведенческая терапия в детской и подростковой практике

  1. Теория и практика оперантного и социального научения в работе с детьми и подростками: поведенческий анализ, выработка системы подкреплений, закрепление навыков. Работа с родителями.
  2. Работа с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
  3. Интерактивная терапия ребёнок-родитель.
  4. Использование поведенческих техник в психотерапии фобических и тревожных расстройств детского возраста.
  5. Поведенческая терапия расстройств поведения в детском и подростковом возрасте.
  6. Работа с неврозоподобными нарушениями – энурез, энкопрез.

Ведущая – Земляных М. В.

Когнитивно- поведенческая терапия подростков с невротическими, депрессивными и поведенческими расстройствами

  1. Особенности использования КПТ в подростковом возрасте. Проблема низкой мотивации к психотерапии у подростков . Практические приёмы формирования мотивации.
  2. Работа с подростками с обсессивно- компульсивным расстройством.
  3. Работа с подростками с тревожно - фобическими расстройствами.
  4. Работа с подростками с депрессивными расстройствами.
  5. Использование техник КПТ при психотерапии нервной анорексии.

Ведущая – Земляных М. В.

Когнитивно-поведенческая терапия в работе с детьми и подростками с посттравматическим стрессовым расстройством

  1. Возрастные особенности ПТСР у детей и подростков. Особенности применения КПТ при терапии ПТСР в детском и подростковом возрасте.
  2. Использование КПТ при терапии детей и подростков, пострадавших при чрезвычайных ситуациях.
  3. Использование КПТ при терапии детей и подростков, пострадавших от физического и сексуального насилия.

Ведущая – Земляных М. В.

Метакогнитивные процессы (переживание по поводу переживания). Терапия пустого усилия (когнитивно-ориентированный подход к облегчению душевной боли).

Кому адресован семинар: Для врачей-психотерапевтов, психологов-практиков и всех желающих повысить качество жизни.

Семинар посвящен работе с "пустым усилием" - психологическим феноменом, представляющим собой попытку произвольно управлять непроизвольной психической активностью. То есть попытку (как правило, неосознаваемую) напрямую командовать собственными чувствами, мыслями и ощущениями. Фиксация на пустых усилиях всегда связано с сильной душевной болью, избыточными негативными эмоциями. А, также с переживаниями внутреннего тупика, безысходности, отчаянья и самоедства. Соответственно, его терапевтическое устранение из переживаний пациента всегда имеет выраженный обезболивающий эффект. Основные терапевтические средства, удаляющие пустые усилия из конкретных переживаний - это методики созерцания (mindfulness) и авторская "Методика инверсии возможностей".

Семинар посвящен в основном методике инверсии возможностей». Изучаются терапевтические мишени методики: «субъективно-избыточные эмоциональные реакции», потеря спонтанности. Исследуются произвольные и непроизвольные типы психической активности. Рассматриваются типы и разновидности пустых усилий. Обсуждаются конкретные 8 шагов работы по методике и 6 инструментов когнитивной дискуссии. Рассматривается вопрос о происхождении пустых усилий. ¾ семинара посвящено учебной терапии - практической работе с переживаниями участников. В начале, в качестве терапевта выступает ведущий, в дальнейшем в качестве ко-терапевтов вовлекаются участники. Возможна самостоятельная практика участников под наблюдением ведущего.

Существует древнее изречение-молитва: «Дай мне сил изменить то, что я могу изменить, смирение принять то, что я не могу изменить и мудрости отделить одно от другого». Методика инверсии возможностей помогает научиться третьему – мудрости различения. На семинаре можно будет увидеть: когда возможное и невозможное четко отделяются друг от друга – смирение и сила появляются сами собой.

Ведущий - Бурно А. М.

Тренинг уверенности в себе - стандартный метод поведенческой терапии

Как научить(ся) уверенности в себе?

У каждого человека в жизни были моменты, когда робость, застенчивость, нерешительность мешали ему достичь своих целей, заставляли отказываться от перспективных намерений. Эмоциональные проблемы, связанные с социальными страхами, портят жизнь очень многим людям, иногда приводят к стойким депрессивным состояниям.

В то же время можно видеть людей, чья уверенность в себе кажется непоколебимой, людей спокойно и со знанием дела добивающихся осуществления своих целей. Могут ли психологи помочь людям, чья неуверенность в себе стала серьезной личной проблемой? Могут ли психологи научить своих клиентов самостоятельно корректировать временные эмоциональные вспышки неуверенности или агрессивности? Иными словами, можем ли мы научить уверенному поведению, смелости и оптимизму? Да. Это возможно. И этому можно научиться.

В рамках бихевиоральной (поведенческой) психотерапии уже много лет с успехом используют методики, помогающие преодолеть застенчивость, социальные страхи, научить навыкам социально компетентного уверенного поведения. Эти методики настолько просты и эффективны, что им можно научиться в рамках достаточно непродолжительных семинаров. Поведенческая психотерапия всегда дает результаты. Результаты, которые каждый может увидеть. Поэтому тренинг уверенности в себе, основанный на когнитивно-поведенческой модели психотерапии, пользуется заслуженным успехом во всем мире, разработка программ тренинга уверенности в экономически развитых странах поддерживается на правительственном уровне.

Интенсивный тренинг уверенности в себе всегда дает результаты, реально расширяет и корректирует поведенческий репертуар за счет навыков уверенного поведения. Участники группы учатся уверенно принимать решения и добиваться своего, не задевая интересов окружающих их людей. Во всем мире подготовка психотерапевтов начинается с опыта саморазвития самого психотерапевта, который потом становится основой обучения методике и самостоятельной практики врача или психолога. За счет высокотехнологичной программы нам удается совмещать опыт саморазвития, теоретические семинары и практику самостоятельного проведения отдельных блоков программы.

Конечно, все участники группы могут достичь результата, только если они активно участвуют во всех упражнениях и мероприятиях программы, привлекают свой личный и профессиональный опыт для детальной проработки отдельных тем. Это накладывает определенные ограничения: размер группы ограничен, но не ограничена личная активность ее членов. Эта активность всегда окупается (в том числе и в материальном плане).

Ромек Владимир, окончив Ростовский гос. университет в 1986 году, с той поры постоянно занимается усовершенствование своей программы тренинга уверенности. Практика в Германии – в Центре совершенного поведения (Мюнхен), Институте прикладного психоанализа (Эссен), Институте Морено по психодраме, групповой психотерапии и социометрии (Уберлинген) позволила ему детально познакомиться с практикой тренинга уверенности за рубежом. Это знакомство продолжилось в аспирантуре Университета Фридриха и Александра (Эрланген, ФРГ), где Владимир подготовил и защитил диссертацию на тему «Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности (межкультурное сравнение уверенного поведения)». В ходе этой работы программа получила законченный вид и была дополнена тестами уверенного поведения и самоэффективности.

Сейчас Владимир Ромек заведует кафедрой прикладной психологии в ЮРГИ и работает доцентом на кафедре социальной психологии РГУ. Профессиональная психотерапевтическая лига России (ассоцииированный член Европейской ассоциации психотерапии) признала Владимира официальным преподавателем и супервизором практики в рамках программы обучения Европейского сертификата психотерапевта.

Методика тренировки уверенности и теоретические аспекты поведенческой психотерапии представлены в 6 книгах и более чем 50 научных публикациях Владимира. Его сайт «Психология уверенности в себе» входит в число самых популярных психологических сайтов России.

Программа тренинга содержательно разделяется на три части.

  • Тренировка уверенного самоутверждения позволит научиться постоять за себя в формальных ситуациях и научиться различать уверенное, неуверенное и агрессивное поведение.
  • Тренировка уверенности в межличностных отношениях позволит точнее разобраться в своих чувствах и желаниях в отношении близких людей и научиться открыто и уверенно говорить о них.
  • Умение вызвать симпатию станет третьей темой и будет тренироваться в связи с чувством самоэффективности, оптимизма и умения получать удовольствие от жизни.

Тренинг сопровождается вводным курсом лекций по бихевиоральной терапии, который формирует теоретическую базу эффективной работы.

Ведущий - Ромек В.Г.

Смыслоориентированные интервенции в КПТ

Краткая программа курса:

  1. Основные теоретические концепты логотерапии и экзистенциального анализа: дименсиональная онтология, интегральная модель человека, базовые экзистенциалы, ценностная триада, правила смыслоискания.
    2. Теория ноогенных неврозов, экзистенциальная фрустрация, экзистенциальный вакуум;
    3. Прикладная логотерапия: метод дерефлексии, метод парадоксальной интенции, смыслоцентрированные интервенции, техника сократического диалога;

Ведущая - Замалиева С.А.

Позитивная когнитивно-поведенческая терапия и краткосрочная терапия ориентированная на решение (SFBT)

Традиционные подходы основаны на идее необходимости тщательного анализа проблемы перед работой с ней. Но анализ проблем почти неизбежно запускает процесс объяснения, поиска виновных и перекладывания ответственности. Все это воспринимается как неоправданные обвинения. Люди защищаются, пытаются избежать этих ситуаций, или свалить вину на кого-либо еще. Такая атмосфера подавляет сотрудничество между людьми и уменьшает энергию и энтузиазм, так нужные для работы. Мы помогаем людям направить свою энергию к созданию целей и разработке средств их достижения. Я  фокусируюсь на том, что работает, а не на том, что не работает.

Направление (подход в психотерапии) «Краткосрочная терапия ориентированная на решение — Solution-Focused Brief Therapy — была создана в 1980-х годах (а на самом деле — несколько раньше) — Стивом де Шейзером (Steve de Shazer) и его женой Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg) в Милуоки, Висконсин, для задач местного Центра семейной терапии. Путем долгих наблюдений и работы этих двух психотерапевтов, были распознаны эффективные элементы краткосрочной терапии и, фактически, оставлены, самые действенные из них. При этом, акцент смещается не на обсуждение проблем, а на выработку эффективных моделей мышления и поведения (что, на мой взгляд, сближает SFBT и когнитивно-поведенческую терапию, по крайней мере, сочетание этих двух подходов наилучшим образом работает в моей практике). Между сессиями как правило дается домашнее задание, встречи происходят как индивидуально, так и парами, и в большем составе. Эффективность проявляется в течение 3-6 встреч, при этом работает метод с клиентами любого уровня образования (а в моей практике — очень хорошие  результаты удаются и в удаленной работе — как с видео, так и по переписке). Первое мое обучение методу состоялось в 1996 году, в Праге.

В течение двух последних десятилетий данный метод принес пользу во многих областях человеческих коммуникаций, включая психологическую помощь, образование, спорт, бизнес и организационное развитие (в частности, re-teaming). Это в значительной мере больше, чем просто метод помощи людям. Ориентация на решение — способ создания и усиления сотрудничества в осуществлении желаемого изменения

Мой вклад: С конца 1990-х годов я провожу исследования в области психологии личности и социальной психологии. Разрабатываю не только «теорию», но и практический подход к психологическому консультированию ­ — психология конструирования будущего. Изучаю  способности человека и группы к построению будущего (индивидуального и социального)‚ разрабатываю методики развития данной способности‚ провожу консультационную работу, опубликовал одноименную книгу («Психология конструирования будущего»).

Психологи и теории, оказавшие наибольшее влияние: B. Skinner, G. Kelly, A. Lazarus, M. Erickson, J. Haley, A. Bandura, S. deSchazer, I. K. Berg, Б. Ф. Ломов, В. Ф. Петренко, Д. А. Леонтьев и др.

Ведущий – Михальский А. В.

 

Когнитивно-поведенческая психотерапия ПТСР и расстройств, связанных со стрессом

 Уникальный семинар, основанный на опыте работы автора в МЧС, многолетней практике помощи пациентам с ПТСР и знаниях, полученных в институте основоположника когнитивной терапии Аарона Бека -  Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy.

ПТСР и расстройства, связанные со стрессом являются одними из наиболее распространенных психических патологий. Так, по данным исследований частота посттравматических стрессовых расстройств в общей популяции достигает 8%.  Распространённость ПТСР в «группе риска» (ветераны локальных войн, жертвы криминального насилия, пострадавшие от природных катаклизмов и т.п.) составляет от 3% до 58%. Особенность ПТСР и расстройств, связанных со стрессом: высокая коморбидность, сочетание с зависимостями, расстройствами аффективного спектра, психосоматическими заболеваниями, что создает существенную вероятность появления таких пациентов в практике любого психолога или психотерапевта. Поэтому, понимание проявлений ПТСР и расстройств, связанных со стрессом и знание адекватной терапевтической стратегии ведения данных клиентов, повышают эффективность практикующего специалиста и расширяют репертуар его возможностей. Разнообразные формы когнитивно-поведенческой терапии являются наиболее изученными интервенциями при лечении ПТСР и признаны одними из самых эффективных методов помощи при ПТСР (Foa E. и др.).

Цель семинара: изучение и практическое освоение современной когнитивно-поведенческой модели психотерапии ПТСР и расстройств, связанных со стрессом.

Участники семинара изучают теоретические основы современной КП-модели терапии  ПТСР и расстройств, связанных со стрессом и в практических упражнениях отрабатывают необходимые навыки.

Содержание семинара:

  • Введение в проблему. Современные представления о ПТСР и расстройствах, связанных со стрессом. Этиология и патогенез.
  • Проявления ПТСР и расстройств, связанных со стрессом. Коморбидность. Диагностика.
  • Когнитивно-поведенческая модель ПТСР и расстройств, связанных со стрессом.
  • Концептуализация.
  • Терапия ПТСР и расстройств, связанных со стрессом:
  • Разъяснение механизма травмы, понимание травматического опыта и связанных реакций.
  • Выявление ценностей и постановка реалистичных целей.
  • Поведенческие методы: экспозиция («in vivo», «imaginal»).
  • Когнитивные техники: изменение убеждений и реструктурирование.
  • Снижение избегания.
  • Управление чувством страха.
  • Работа с чувством вины.
  • Использование элементов Тренинга Осознанности (Мindfulness).
  • Профилактика рецидивов.
  • Планирование долгосрочных изменений.

Ведущий - Каменюкин А. Г.