Председатель Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии
РЭПТ и КПТ: в чем разница и в чем сходство
Рациональную эмоционально-поведенческую терапию (РЭПТ) и Когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) часто путают, считают, что это либо одно и тоже, либо одно произошло из другого.
И КПТ, и РЭПТ опираются на то, что дискомфорт человеку доставляют его мысли, оценки себя, других людей, ситуаций.
У человека есть разные когнитивные схемы, когнитивные искажения (в КПТ) и иррациональные убеждения и долженствования (в РЭПТ), через которые человек оценивает ту или иную ситуацию, других, себя. Например, «хороший человек так не поступает» или «если я не сдам экзамен, то все пропало», или «я не добьюсь успеха, значит я точно неудачник».
Оба направления опираются на то, что изменения в мышлении приведет к изменению эмоций и поведения.
В РЭПТ вся работа по большей части сосредоточена вокруг иррациональных убеждений и их модификации, включая мировозренческий уровень и имплицитную философию человека. В КПТ же работа на изменение ведется через выявление дисфункциональных автоматических мыслей, далее к промежуточным и глубинным убеждениям, и с помощью техник, терапевтических отношений и различных экспериментов и практик модифицируются эти самые убеждения.
В обоих направлениях терапия, или как настаивал Альберт Эллис, основатель РЭПТ, «не терапия, а обучение» носит дидактический характер. Оба направления значительную часть времени отводят на психологическое просвещение и обучение клиента инструментам, которые он мог бы в дальнейшем использовать самостоятельно.
А. Эллис указывал на то, что задача РЭПТ — научение осмысленному опыту совладания с жизненными проблемами, со своими чувствами и поступками и тренировка навыков мышления и рационального поведения.
КПТ и РЭПТ организуют работу с клиентом, опираясь на то, что есть в настоящем.
В РЭПТ, как и в КПТ используют сократический диалог и эксперименты, однако каждое направление фокусируется на своем.
Это одно направление, но две разные школы, которые используют свой авторский подход к объяснению роли промежуточной переменной и возможности изменения человека.
Альберт Эллис называл свой подход более элегантным, поскольку апеллировал к смыслам и ценностям, а также к основным верованиям и убеждениям человека, что тесно связывал с философией и этикой. Поэтому обозначал свой подход как элегантный и глубокий, называя его в 60-х гг. XX в. экзистенциально-гуманистическим.
РЭПТ фокусируется на взглядах философов, таких как Эпиктета, который утверждал, что «Вред людям приносят не приходящие с ними события, а их собственные взгляды, оценки и мнения по поводу этих событий». Необходимо насколько возможно принять реальность и неизменяемые дискомфортные условия жизни такими, какие они есть, а не пытаться изменить их, диктовать другим что нужно делать. Тогда станет жить значительно легче, как утверждал Эллис. Такая философия принятия, как утверждают представители РЭПТ, даст возможность прожить долгие годы счастливой и эмоционально здоровой жизнью.
КПТ знаменита своей структурированностью, алгоритмизированностью и последовательностью процессов и технологии терапии.
В РЭПТ, как и в КПТ используют сократический диалог и эксперименты, однако каждое направление фокусируется на своем.
Элементы философских диспутов и работы с мировоззрением активно встроены и в текущий подход этой школы, но также стало практикой и в других школах, в том числе и Когнитивной терапии.
Следом за когнитивной революцией в практической психологии появилась уникальный подход — когнитивно-поведенческая терапия, дающая возможность использовать эти значимые открытия непосредственно для помощи человеку и его изменений, поэтому клинические изменения оказались возможны благодаря глубокой проработке научного фундамента, достижений когнитивной психологии, медицины, философии и педагогики, которые тесно и эффективно переплетены как краеугольные камни в междисциплинарном подходе когнитивно-поведенческой терапии.
———————-
P. S. В мае 2020 года два столпа, две школы (КПТ и РЭПТ) приедут в Россию со своим обучением. Состоится два больших международных форума и серия отдельных семинаров в трех городах. В числе иностранных спикеров: Кейт и Дебора Добсон, Уинди Драйден, Рэймонд ДиДжузеппе, Мишлер Бишоп и др.