Радюк О. М. — кандидат медицинских наук, Руководитель Белорусского отделения АКПП, доцент кафедры общей и клинической психологии Белорусского государственного университета (Минск)
Цель данной работы – представить вниманию профессионального сообщества модель стресса, позволяющую как углубить понимание механизма развития связанных со стрессом психосоматических заболеваний, психических и поведенческих расстройств, так и повысить эффективность терапии благодаря всестороннему рассмотрению потенциальных «мишеней» терапевтических вмешательств.
В настоящее время существуют три основных группы научных подходов к пониманию стресса: 1) стресс как ответная
реакция на беспокоящее или вредное окружение, проявляющаяся в состояниях нервно-психической напряженности, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии; 2) стресс как характеристика внешней среды с точки зрения беспокоящих или разрушающих стимулов (стресс-факторов, стрессоров); 3) стресс как взаимодействие человека и среды, как ответная реакция на отсутствие «соответствия» между возможностями личности и требованиями со стороны среды [Водопьянова Н . Е ., 2009; Нестерова О . В., 2012]. В данной работе мы будем использовать слово «стресс» в первом из трёх указанных выше значений.
Влияющие на человека стрессоры по уровню их воздействия могут быть поделены на две группы: физиологические и психологические. Физиологические стрессоры (кофеин, магнитные бури, резкие перепады температур и т.п.) «включают» стрессовую реакцию вне зависимости от их осознания человеком. Психологические стрессоры, чтобы оказать стрессогенное воздействие, в обязательном порядке должны быть осознаны. Поскольку в жизни современного человека доминирующее положение занимают именно психологические стрессоры, в целях упрощения модели мы сознательно исключили из рассмотрения стрессоры физиологические. Представленная здесь модель описывает влияние только психологических стрессоров.
Развитие стрессовой реакции начинается с осознания стрессогенной ситуации. Мысли о ситуации сопоставляются с двумя категориями когниций: 1) с опасениями – воспоминаниями о прежнем негативном опыте, связанном с подобными ситуациями; 2) с имеющимися у человека ожиданиями касательно данной ситуации. Если ситуация потенциально связана с негативным опытом либо не совпадает с ожиданиями, то она автоматически расценивается как угрожающая, что приводит к немедленному запуску стрессовой реакции и повышению уровня психоэмоционального и физиологического напряжения (рис. 1).
Рисунок 1. Запуск стрессовой реакции.
Нарастание уровня стресса приводит к появлению новых и усилению имеющихся симптомов стресса и появлению последствий стресса (рис. 2).
Рисунок 2. Симптомы и последствия стресса.
Симптомы стресса могут быть поделены на четыре группы: физиологические, эмоциональные, когнитивные и поведенческие.
Физиологические симптомы стресса: головные боли, мигрень; нарушение пищеварения, вздутие живота образующимися газами; запор или диарея; спазматические, резкие боли в животе; сердцебиение, ощущение, что сердце бьётся сильно, нерегулярно или часто; чувство нехватки воздуха на вдохе; тошнота; утомление; повышенная потливость; сжатые кулаки или челюсти; частые простудные заболевания, грипп, инфекции; быстрое увеличение или потеря веса тела; частое мочеиспускание; мышечное напряжение, частые боли в шее и спине; чувство комка в горле; двоение в глазах и затруднения при рассматривании предметов.
Эмоциональные симптомы стресса: раздражительность; беспокойство; подозрительность; мрачное настроение, депрессия; суетливость; ощущение напряжения; истощенность; подверженность приступам гнева; циничный, неуместный юмор; ощущение нервозности, боязливости, тревоги; потеря уверенности; уменьшение удовлетворенности жизнью; чувство отчужденности; отсутствие заинтересованности; сниженная самооценка; неудовлетворенность работой.
Когнитивные симптомы стресса: нерешительность; ослабление памяти; ухудшение концентрации внимания; повышенная отвлекаемость; «туннельное» зрение; плохие сны, кошмары; ошибочные действия; потеря инициативы; постоянные негативные мысли; нарушение суждений; спутанное мышление; импульсивное мышление; поспешные решения; мысли о собственной «ненормальности»; мысли о «смертельном заболевании»; навязчивые идеи.
Поведенческие симптомы стресса: потеря аппетита или переедание; плохое вождение автомобиля; нарушение речи; дрожание голоса; увеличение проблем в семье; плохое распределение времени; избегание поддерживающих, дружеских отношений; неухоженность; антисоциальное поведение, лживость; неспособность к развитию; низкая продуктивность; склонность к авариям; нарушение сна или бессонница; более интенсивное курение и употребление алкоголя; доделывание работы дома; слишком большая занятость, чтобы отдыхать.
Представленные списки симптомов не являются исчерпывающими и охватывают лишь наиболее частые из них.
Если стресс становится слишком сильным и/или слишком длительным, его проявления могут приводить к формированию различных последствий, которые также могут быть поделены на четыре категории:
- Психосоматические заболевания (например: гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт, инсульт, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки).
- Психические и поведенческие расстройства (депрессии, реактивные психозы, невротические и связанные со стрессом расстройства, соматоформные вегетативные дисфункции, нарушения сна неорганической природы и т.п.).
- Организационные проблемы (например: ухудшение психологической атмосферы в организации, повышение конфликтности, падение инициативности, снижение привлекательности работы, снижение работоспособности, ухудшение качественных и количественных показателей труда, снижение трудовой мотивации, увеличение частоты перерывов, увеличение текучести кадров, уровня заболеваемости, числа несчастных случаев на производстве, числа прогулов).
- Социальные проблемы (ухудшение социального здоровья в результате повышения уровня преступности, снижения качества жизни и т.д.).
Именно широкий спектр вызванных стрессом проблем позволяет называть данную модель универсальной.
Повышение уровня стресса нередко приводит к появлению новых и усилению существовавших ранее стрессогенных мыслей, которые, в свою очередь, вызывают ещё большее усиление стресса и его проявлений, формируя, таким образом, первый порочный круг (рис. 3; порочные круги здесь и далее выделены пунктиром).
Рисунок 3. Первый порочный круг.
Кроме того, нарастание стресса нередко приводит также и к изменению поведения человека. Как уже указывалось выше, стресс сопровождается ухудшением когнитивных функций и нарастанием эмоционального напряжения. Оба фактора, как правило, оказывают негативное влияние на поведение, приводя в итоге к усугублению стрессогенной ситуации. Так происходит формирование второго порочного круга (рис. 4).
Рисунок 4. Второй порочный круг.
Третий порочный круг формируется, когда проявления стресса становятся независимой стрессогенной ситуацией (рис. 5).
Рисунок 5. Третий порочный круг.
И, наконец, поведение может изменить мысли человека и сделать его более чувствительным к воздействию стрессогенных ситуаций в будущем. Так формируется четвёртый порочный круг (рис. 6).
Рисунок 6. Четвёртый порочный круг.
Таким образом, универсальная модель стресса включает в себя четыре основных звена (ситуацию, мысли, стресс, поведение), связи между которыми могут формировать несколько порочных кругов (рис. 7).
Рисунок 7. Универсальная модель стресса.
Модель делает очевидной неспособность симптоматической помощи коренным образом помочь в разрешении вызванных стрессом проблем. Устранение последствий стресса без влияния на механизм его развития не приведёт к сколько-нибудь долговременным положительным результатам. Для получения действительно стабильных результатов необходимо вмешательство на уровне ключевых звеньев (рис. 8).
Рисунок 8. Терапевтические мишени.
Как показано на рис. 8, существуют четыре возможных варианта эффективных интервенций: 1) устранение стрессора; 2) изменение отношения к ситуации; 3) изменение поведения; 4) снижение уровня стресса (напряжения). Первая задача, если только она выполнима, не требует профессиональной помощи и может быть решена пациентом самостоятельно. Задачи 2, 3 и 4 можно условно отнести к «психотерапевтическим», поскольку в большинстве случаев здесь используются когнитивные и поведенческие методы психотерапии (однако в релаксационных целях могут использоваться и иные методы: фармакотерапия, физиотерапия и т.д.; а в некоторых случаях решение указанных задач может выходить далеко за рамки психотерапии, как, например, при работе с организационными последствиями стресса).
Изменение отношения к ситуации успешно осуществляется с помощью методов когнитивной (рационально-эмотивной) психотерапии. Изменение поведения – задача поведенческих методов психотерапии. Снизить уровень стресса без изменения стрессогенной ситуации и вызванных ею когниций можно с помощью обучения нервно-мышечной релаксации и других релаксирующих воздействий (физиотерапии, противотревожной фармакотерапии, седативной фитотерапии и т.п.). Следует отметить, что релаксационный тренинг формально относится к поведенческим методам психотерапии, а значит, психотерапевтические задачи (изменение отношения, изменение поведения, снижение уровня стресса) могут быть успешно решены с помощью когнитивных и поведенческих методов психотерапии.