Источник: Сборник научных статей. VII международный съезд АКПП (CBTFORUM), СПб, Издательство СИНЭЛ, 2021 г.
Автор: Дмитрий Викторович Ковпак, доцент кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Северо-Западного Государственного Медицинского Университета им. И. И. Мечникова, президент Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии, вице-президент Российской Психотерапевтической Ассоциации, член Координационного Совета Санкт-Петербургского Психологического Общества, член Исполнительного Совета Международной Ассоциации Когнитивной Психотерапии (IACP board member), член Международного Консультативного Комитета Института Бека (Member of the Beck Institute International Advisory Committee).
Ключевые слова: когнитивно-поведенческая терапия, методы когнитивной терапии, когнитивная модель, протокол СМЭР
Конвенция. Конвенциональный этап взаимодействия характеризуется совместной выработкой различных договоренностей. Конвенция — это соглашение, в ходе которых достигается согласие в используемых средствах взаимодействия. В том числе в форме выработки общего языка описания – совместно используемых в ходе терапии при вербальном взаимодействии терминов, понятий и принципов, а также в общем взаимодействии регламентов, алгоритмов и правил (включающих психотерапевтический контракт). Термины служат специализирующими, ограничительными обозначениями характерными для этой сферы предметов, явлений, их свойств и отношений. В отличие от слов общей лексики, которые зачастую многозначны (полипотентны) и несут эмоциональную окраску, термины в пределах сферы применения преимущественно однозначны и лишены экспрессии. Конвенция позволяет найти точки соприкосновения в теоретических конструктах и практической деятельности, сформулировать правила взаимодействия, критерии оценки действий и их результатов, нормативы и правила. В сфере взаимодействия специалиста и пациента первоначально также формируется общий словарь, компендиум – сокращенное изложение основных понятий и правил самого взаимодействия, его этапов, целей и принципов. Конвенция с пациентом достигается техниками активного слушания, эмпатии, эксплорации, кларификации, сведения проблем, сократовского диалога, направляемого открытия и прочих. Они дают основу не только для формирования конструктивного рабочего альянса, но последующего их развития в терапевтические отношения. Терапевтические отношения сегодня в большинстве видов психотерапии рассматриваются как один из ведущих факторов ее эффективности. Это не только комплаенс и сотрудничество, не только приверженность терапии. Это действительно специфический (а не неспецифический как считали раннее) фактор терапии. Терапевтические отношения могут помочь клиенту (но порой и терапевту) сформировать новый опыт и новые модели мышления и поведения, относящиеся к проблематике дисфункционального убеждения непринятия (никчемности и непривлекательности). Профессиональное выстраивание качественного рабочего альянса дает возможность наиболее полно использовать терапевтические отношения во многих аспектах лечения. Конфликты же часто приводят к затруднениям в терапии для обоих участников и даже к уходу пациента из терапии.
Одной из ключевых конвенций в когнитивной терапии является обсуждение и согласование когнитивной модели, предложенной А. Т. Беком еще в начале 60-х годов двадцатого века. В сегодняшнем варианте используемым Институтом Бека эта модель выглядит следующим образом:
Рис. 1 Диаграмма Когнитивной модели (Институт Бека, ©2020 Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy)
Работа над последующей коррекцией дисфункциональной системы отношений и мышления заключается в формировании критического мышления и переоценке сформированных и закрепленных в опыте когнитивных искажений. Поэтому диагностическая часть терапии начинается с подробного разбора когнитивной модели, которую лучше объяснять на примерах из жизни клиента, после прояснения ее общей концепции и понятных клиенту примеров из совместного культурального жизненного контекста – примеры из текущей реальности, историй общеизвестного прошлого, произведений литературы, кинематографа, метафор, сказок и притч. Далее идет объяснение автоматических мыслей и образов как потока мышления, машинальных или мыслей на периферии сознания, которые есть у всех. Большую часть времени мы просто не осознаем свои автоматические мысли, а даже если осознаем, то не подвергаем их сомнению, некритично принимая за данность, не осознавая разницы между фактами и суждениями.
Важной задачей диагностического этапа является обучения человека навыку отслеживания автоматических мыслей и образов в повседневной жизни, вне терапевтической сессии.
Какие чаще всего диагностические методы и инструменты для сбора данных используются в практике кпт-терапевта, кроме инструментов напрямую использующих когнитивную модель (протоколы)? Вот минимальный перечень наиболее часто используемых из них:
- Клиническое Интервью
- Структурированное Диагностическое Интервью
- Настроение:
— Шкала Депрессии Бека – Beck Depression Inventory (BDI, BDI-1A, BDI-II)
— Шкала Тревоги Бека – Beck Anxiety Inventory (BAI)
— Шкала Безнадежности Бека – Beck Hopelessness Scale (BHS)
— Шкала Бека для суицидальных мыслей/идеаций (BSSI) – Beck Scale for Suicide Ideation (BSSI)
- Личность
— Шкала дисфункциональных отношений Вейсмана – Бека – A.Beck & A.Weissman Dysfunctional Attitudes Scale (DAS)
- История
а) история семьи
б) анамнез жизни и анамнез расстройства
- Самоотчеты
На сегодняшний день разработано много тестовых форм для самоотчётов, но особенно полезные для когнитивно-поведенческого консультирования делятся на две группы – тесты для оценки симптомов и тесты для оценки когнитивных и поведенческих характеристик. Многие из них разрабатывались скорее в исследовательских целях, а не для клинической практики.