Logo DarkLogo Light

РАЗРАБОТКА ТЕСТА «ШКАЛА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ»

Ковпак Дмитрий Викторович

кафедра психотерапии медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии

Зрютин Максим Александрович 

Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии

Муртазин Альберт Инзирович 

Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии

Граница Александр Станиславович

кафедра неврологии с курсами психиатрии, клинической психологии и медицинской генетики ИФМиБ КФУ, Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии

 

Аннотация

Данная статья посвящена разработке шкалы оценки удовлетворения потребностей. При разработке методики авторы опирались на био-психо-социальную модель потребностей.Исследование проходило в несколько этапов.На первом этапе составлен банк из утверждений первичной версии,которую прошли 257 человек.По результатам ЭФА были отобраны 21 пункт для рабочей версии.Оценка воспроизоводимости модели была проведена на новой выборке в составе 254 человек,по результатам КФА были исключены 2 пункта.Таким образом итоговая версия состояла из 19 утверждений.Оценка мер соответствия модели позволила выделить 3 факторную структуру методики с общей шкалой. Проверка внутренней согласованности,ретестовой надёжности,конвергентной и дивергентной валидности позволяет заключить,что разработанная авторами шкала имеет приемлемые показатели для применения для исследования и диагностики удовлетворённости потребностей.

Ключевые слова: биопсихосоциальная модель, когнитивно-поведенческая терапия, потребности, психодиагностика, разработка теста.

 

Введение 

Теоретическая основа концепции когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на потребности, базируется на биопсихосоциальной модели, предложенной американским врачом Джорджем Энгелем. Основная идея этой модели заключается в том, что здоровье и благополучие человека определяются взаимодействием и балансом динамического равновесия трёх групп основных факторов: биологических, психологических и социальных. У Курта Левина под потребностью понимается динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Это напряжение «разряжается» при удовлетворении потребности. Таким образом, в процессе возникновения и удовлетворения потребностей человек проходит через ряд динамических состояний, отличающихся уровнем своей напряжённости. [7]

Еще одним аспектом теоретической базы шкалы является теория потребностей Жозефа Нюттена, который определяет потребности как формы отношений индивида со средой, необходимые для оптимального биологического или психологического функционирования индивида, иначе говоря, в отсутствие которых это функционирование нарушается. [8]

Ориентируясь на эти теории, мы выделяем наличие трех базовых групп (доменов) биологических, психологических и социальных потребностей. [4,7]

Модель теоретического обоснования концепции когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на потребности визуально представлена в виде диаграммы. [4, 5, 6, 7]

Рис. 1. Диаграмма концептуализации в когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на потребности.

Концептуализация с опорой на потребности (рис. 1) призвана внести в традиционные виды когнитивной концептуализации расширение модели генеза глубинных убеждений и схем с использованием опоры на потребности и разделения потребностей на три домена в контексте биопсихосоциальной модели Дж. Энгеля. Данная модель концептуализации позволяет рассмотреть генез и развитие дисфункциональных убеждений и мыслей всех уровней в тесной взаимосвязи с неудовлетворенными (фрустрированными) и генез функциональных убеждений с удовлетворенными потребностями сенситивного периода развития (значимые данные детства) и всей жизни (значимые данные жизни), использовать более точный сбор информации по контексту различных систем разного уровня, в том числе суперсистем, куда включена открытая персональная система человека — семьи как системы (микросоциум) и системы макросоциума (коллектив, этнос, страна, популяция, человечество, цивилизация). Биологические потребности являются эволюционно первичными и связаны с выживанием организма. К биологическому домену мы относим потребность в выживании (включая потребность в потребление питательных веществ, воды, кислорода и прочее), потребность в отдыхе, восстановлении и сохранении физиологического благополучия (комфорта в температурных режимах, влажности, давления и т. п.), потребность в безопасности и иные биологические витальные потребности. [4, 6, 7]

Психологические потребности связаны с познанием мира и себя, отражают потребность в безопасности, выстраивании картины мира и Я-концепции, признании, самореализации. К психологическому домену в концептуализации мы относим субдомены в форме потребностей в познании, развитии, эмоциональные потребности (удовольствие, любовь, игра и т. д.) и иные психологические потребности. [4, 7]

Социальные потребности связаны с принадлежностью к социальным группам, взаимодействием и сотрудничеством с другими, любовью и принятием, признанием, участием в общественной жизни и удовлетворением социальных ролей, выстраиванием образов значимых Других и паттернов взаимодействия с ними. К социальному домену мы относим субдомены в форме потребностей во взаимодействии, в общении, принадлежности (признании, принятии, принадлежности) и иные социальные потребности. Важно отметить, что все три категории потребностей представленых в доменах первого порядка активно взаимодействуют и влияют друг на друга. [4, 7]

Оригинальность представленной концептуализации заключается в том числе в использовании биопсихосоциальной модели потребностей, интегрированной в сложную модель когнитивной концептуализации. Это позволяет репрезентовать на уровне модели феномен человека в качестве сложной, открытой динамической системы и ее генез. [4, 7]

Данный опросник и ориентация на биопсихосоциальную модель и концептуализацию в когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на потребности позволяют учесть все многообразие и многоплановость аспектов человеческой жизнедеятельности, от физиологических нужд до социального окружения, и определить, как эти потребности влияют на общее благополучие человека. [6, 7]

Практическая значимость заключается в возможности использования полученных данных для прояснения генеза глубинных убеждений и разработки терапевтического плана, который будет направлен на улучшение качества жизни клиента. Также выявление актуальных текущих потребностей человека необходимо для более глубокого, персонализированного и точного плана терапии. Анализ результатов опроса позволяет выявить наиболее значимые области фрустрированных потребностей прошлого и настоящего и разработать конкретные меры для улучшения их удовлетворения. [4, 7]

Основная цель опросника: определить уровень фрустрации и удовлетворенности потребностей в настоящий момент и оценить влияние на качество жизни, жалобы и проблематику клиента. В дальнейшем результаты собранных данных позволяют связать фрустрированные и удовлетворенные потребности с системой убеждений человека и определить влияние уже самой системы убеждений, включая глубинные (центральные) и промежуточные, на возможности и навыки удовлетворения потребностей. 

 

Материалы и методы

Разработка теста «Шкала удовлетворенности потребностей» включала несколько этапов. Сначала был составлен банк утверждений и проведен эксплораторный факторный анализ (ЭФА). По результатам была создана рабочая версия теста. На втором шаге был проведен конфирматорный факторный анализ (КФА) для изучения факторной структуры и мер соответствия модели теста. Затем оценивалась внутренняя согласованность и ретестовая надежность. В последующем изучались показатели внешней валидности. Для обработки полученных данных использовалась программа «Thejamoviproject (2022). jamovi (Version 2.3) [ComputerSoftware]».

В первичную выборку исследования, прошедшую тестирования полным банком утверждений,  вошли 257 участников из разных городов России, среди них 200 женщин и 57 мужчин, по данным самоотчета не обращавшихся за психиатрической и психотерапевтической помощью и отрицающих симптомы психических расстройств на момент исследования. Участники привлекались на добровольной основе через знакомых.  Все участники дали информированное согласие на участие в исследовании. Возраст испытуемых от 18 до 60 лет (Ме=34).

 

Результаты и их обсуждение 

Исходя из теоретического представления о биопсихосоциальной модели потребностей был сформирован банк из 65 утверждений. При рандомизации с использованием генератора случайных чисел была составлен порядок пунктов первой версии теста. Испытуемым предлагалось оценить по шкале Ликерта степень своего согласия с утверждением: 1 балл — полностью не соответствует, 2 балла по большей части не соответствует, 3 балла –по большей части соответствует, 4 балла — полностью соответствует. 

При эксплораторном факторном анализе (метод извлечения «Максимальное правдоподобие» использовался в сочетании с вращением «облимин») для каждого из трех факторов (шкал) были отобраны пункты, имевшие нагрузку выше 0,3 на фактор. Кроме того, проводилась содержательная оценка. Меры соответствия такой модели по результатам ЭФА: TLI=0,946, RMSEA 0,0351 (ДИ 95%: 0,0204; 0,04479). Таким образом, для фактора 1 было выбрано 6 утверждений, для фактора 2 — 7 утверждений, для фактора 3 — 8 утверждений. Объединив их и проведя рандомизацию порядка пунктов, мы собрали рабочую версию теста, состоящую из 21 пункта. При оценке рабочей версии  КФА подтвердил трех-факторную структуру. Полученные меры соответствия теоретической модели эмпирическим данным находились в рамках рекомендованных значений: CFI=0.922; TLI=0.913; SRMR=0.0495; RSMEA =0.0443 (ДИ 95%: 0.0344; 0.0536). Анализ надежности показал, что рабочая версия теста обладала достаточной надежностью: весь тест (Кронбах α=0.871, МакДональдω=0.879). Для оценки воспроизводимости модели мы провели тестирование новой выборки с применением рабочей версии, содержащей 21 пункт. В данную выборку вошло 254 участников, среди них 34 мужчин и 220 женщин. По данным самоотчета не обращавшихся за психиатрической и психотерапевтической помощью и отрицающих симптомы психических расстройств на момент исследования. Все участники дали информированное согласие на участие в исследовании. Возраст от 18 до 60 лет (Ме=23). Показатели соответствия модели были несколько хуже изначальных. На основании этого было принято решение убрать два пункта. Итоговая версия опросника состояла из 19 пунктов имела такие показатели мер соответствия: CFI=0.907; TLI=0.893; SRMR=0.0558; RMSEA=0.0469 (ДИ 95%: 0.0323; 0.0601). Повторный анализ надежности анализ показал, что итоговая версия имела достаточные показатели, кроме шкалы биологические потребности: весь тест (Кронбах α=0.812,МакДональдω=0.826), шкала «биологические потребности» (Кронбах α=0.532,МакДональдω=0.537), шкала «психологические потребности» (Кронбах α=0.702,МакДональдω=0.703), шкала «социальные потребности» (Кронбах α=0.751,МакДональдω=0.773).  Для изучения внутренней согласованности шкал был проведен корреляционный анализ (коэффициент Спирмена). Все вопросы статистически значимо коррелировали со своими шкалами (р<0,05). Шкалы также коррелировали между собой (p<0.01). 

 

Рис. 2. Диаграмма пути пунктов и шкал опросника.

Для проверки ретестовой надежности через 1 месяц было проведено повторное тестирование итоговой версией опросника (n=45). Все шкалы коррелировали на статистически значимом уровне (таблица №1), показатели корреляции были умеренные и сильные, что говорит о ретестовой надежности методики.

Таблица № 1. Корреляции шкал при повторном тестировании

Шкала    био 1 псих1 соц 1 общ 1
био 2

 

Спирмен ρ(rho) 0.680 0.454 0.237 0.539
р-значение < .001 0.002 0.112 < .001
пси 2

 

Спирмен ρ(rho) 0.549 0.595 0.354 0.597
р-значение < .001 < .001 0.016 < .001
соц 2

 

Спирмен ρ(rho) 0.381 0.589 0.604 0.666
р-значение 0.009 < .001 < .001 < .001
общ 2

 

Спирмен ρ(rho) 0.652 0.678 0.512 0.752
р-значение < .001 < .001 < .001 < .001

 

Влияние пола и возраста. Различий между мужскими и женскими выборками на статистически значимом уровне выявлено не было, что может указывать не универсальный характер потребностей. Однако были выявлены статистически значимые корреляции с возрастом у шкал психологических и социальных потребностей, кроме биологических потребностей. Корреляции были слабого уровня и носили обратный характер, что указывает на некоторое снижение с возрастом удовлетворение психологических и социальных потребностей. Это может быть связано с тем, что более молодой возраст связан с наибольшей включенностью в социальные группы, а также в этом периоде продолжается активное познание мира и формирование собственного мировоззрения.  

Исследование внешней валидности. Близкими в концептуальном смысле к разрабатываемой методике являются понятия базовых психологических потребностей. Для их оценки мы применили шкалу удовлетворения базовых психологических потребностей (Basic Psychological Need Satisfaction Scale, BPNSS), адаптация И. Ю. Суворова, А. А. Бабий, Н. В. Корзун (2022) (n=205) [14]. Опросник включает в себя три шкалы: автономия, компетентность, принадлежность. Мы предположили, что направленность связей данных шкал будет прямой со шкалами нашего опросника.  Отличие данной методики от презентуемой авторами статьи заключается в фокусировке только на психологических потребностях (а Шкала удовлетворенности потребностей — ШУП, в отличие от BPNSS исходит не только из психологических, а из трех доменов потребностей – биологических, психологических и социальных потребностей), поэтому мы предполагаем лишь частичную корреляцию BPNSS с ШУП (умеренную связь).

Исследования показывают, что удовлетворение потребностей является основой для формирования смысла жизни, влияет на уровень благополучия и качества жизни (VandenBroecketal., 2016; Sheldonetal. 2010; González-Cutreetal.2020; Martelaetal.2018), а фрустрация потребностей приводит к разным формам дезадаптации (Bartholomewetal. 2011; Ryanetal. 2016). Основываясь на исследованиях о взаимосвязи качества жизни и уровня удовлетворения потребностей, для исследования внешней валидности мы выбрали оксфордский опросник счастья (OHQ) (n=205) в адаптации А. М. Голубев, Е. А. Дорошева (2017) [1] и шкалу удовлетворённости жизнью Диннера (SWLS) (n=205) в адаптации Е. Н. Осин, Д. А. Леонтьев (2004) [9]. Основываясь на предыдущих исследованиях удовлетворенности жизни и счастья и потребностей, мы предположили прямые корреляции нашего опросника с ШУЖ и ООС.  Результаты представлены в таблице № 2. Предположения о прямых корреляциях с базовыми психологическими потребностями, удовлетворенностью жизнью и уровнем счастья подтвердились, что позволяет обосновать конвергентную валидность. Результаты представлены в таблице № 2.

Таблица № 2. Корреляции шкал итоговой версии со шкалами других опросников

    био пси соц общ
ШУЖ

 

Спирмен ρ(rho) 0.359 *** 0.554 *** 0.389 *** 0.526 ***
р-значение < .001 < .001 < .001 < .001
OHQ

 

Спирмен ρ(rho) 0.570 *** 0.710 *** 0.511 *** 0.734 ***
р-значение < .001 < .001 < .001 < .001
авто

 

Спирмен ρ(rho) 0.442 *** 0.722 *** 0.585 *** 0.719 ***
р-значение < .001 < .001 < .001 < .001
комп

 

Спирмен ρ(rho) 0.445 *** 0.493 *** 0.350 *** 0.516 ***
р-значение < .001 < .001 < .001 < .001
прин

 

Спирмен ρ(rho) 0.387 *** 0.501 *** 0.601 *** 0.619 ***
р-значение < .001 < .001 < .001 < .001

 Примечание. * p < .05, ** p < .01, *** p < .001

Исследования показывают, что фрустрация потребностей может быть связана с развитием тревожной и депрессивной симптоматики. Снижение социального интереса (социальная ангедония), а также высокий уровень тревоги при социальном взаимодействии могут выступать в качестве факторов, снижающих возможности удовлетворения психологических и социальных потребностей. Для обоснования дивергентной валидности мы использовали шкалу депрессии А. Т. Бека (BDI), 1961, адаптация Н.В, Тарабрина, 1992 [3];  шкалу социальной ангедонии RSAS (M. Eckblad, L. Chapman et al. (1982), адаптация О. В. Рычкова, А. Б. Холмогорова (2016) [10],  шкала социальной тревоги LSAS (M. Liebowitz (1987)), адаптация И. В. Григорьева, С. Н. Ениколопов (2016) [2]. В результате корреляционного анализа выявлено, что все шкалы нашего опросника имели обратные связи с социальной тревогой, социальной ангедонией и уровнем депрессии (n=205). Обнаруженные обратные корреляции позволяют сделать вывод о дивергентной валидности методики. 

Стандартизация методики была проведена на выборке 254 человек. Описательные характеристики данной выборки представлены в таблице № 3:

 

Таблица № 3. Описательные характеристики стандартизации методики

 Описательные статистики био Псих соц общ
Среднее 17.5 19.2 22.6 59.3
Стандартная ошибка средней 0.174 0.174 0.197 0.453
Медиана 18.0 20.0 23.0 60.0
Стандартное отклонение 2.77 2.77 3.15 7.22
Минимум 10 9 13 37
Максимум 24 24 28 76

Для перевода сырых баллов в станайны выборка была разбита на процентили, согласно модели стандартной девятки. Результаты приведены в таблице № 4:

 

Таблица № 4. Таблица перевода сырых баллов в станайны

Станайн Характеристика Процентиль Сырые баллы по шкалам
био Пси соц Общ
1 Очень низкие 4 10-12 9-14 13-16 37-46
2 Низкие 11 13-14 15-16 17-19 47-49
3 Ниже среднего 23 15 17 20 50-54
4 Немного ниже среднего 40 16-17 18-19 22 55-59
5 Средние 60 18 20 24 60-61
6 Немного выше среднего 77 19-20 21 25 62-65
7 Выше среднего 89 21 22 26 66-68
8 Высокие 96 22 23 27 69-71
9 Очень высокие 100 23-24 24 28 72-76

 

Ограничения. У данного исследования есть несколько ограничений. Первое связано с объемом выборки стандартизации и ее качественными характеристиками. Для уточнения и повышения достоверности результатов стандартизации необходимо дальнейшее увеличение выборки. Второе ограничение связано с преобладанием респондентов женского пола. Хотя дополнительное исследование различий не выявило статистически значимых, для полноты уверенности стоит увеличить выборку мужского пола и провести повторное сравнение. Третье ограничение связано с уровнем образования респондентов: подавляющее большинство имело высшее или незаконченное высшее образование. Экстраполяция данных на лиц со средним образованием должна проводиться аккуратно. Также, стоит отметить выявленные нами связи с возрастом испытуемых и уровнем удовлетворенности потребностей. Необходимы дальнейшие исследования, направленные на сравнение лиц разных возрастов, а также стандартизация с учетом возрастных аспектов.

Заключение. Разработанная нами методика демонстрирует достаточные показатели внутренней согласованности, мер соответствия 3-х факторной модели с наличием общей шкалы, воспроизводима на новой выборке. Также показатели конвергентной и дивергентной валидности обосновывают возможность применения методики для изучаемых психологических конструктов. Проведенная стандартизация на исследуемой выборке позволяет применять методику для проведения научных и предварительных диагностических исследований потребностей.

 

Список литературы

 

  1. Голубев А. М., Дорошева Е. А., Апробация “оксфордского опросника счастья” на российской выборке, , Психологический журнал, 2017, том 38, № 3, с. 108–118
  2. Григорьева И.В., Ениколопов С.Н. Апробация опросников «Шкала социальной тревожности Либовица» и «Шкала страха негативной оценки (краткая версия)» // Национальный психологический журнал. – 2016 – № 1(21). – С. 31-44.
  3. Елшанский С.П., Ануфриев А.Ф., Ефимова О.С., Семенов Д.В. Особенности ретестовой надежности шкалы депрессии А. Бека // Психология, социология и педагогика. 2016. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/04/6649
  4. Зрютин М.А., Ковпак Д. В., Концепция потребностей в когнитивно-поведенческой психотерапии // IX Международный Форум Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии CBTFORUM: сборник научных статей. — СПб.: Лема, 2023. — 375 с. — С. 103–115.
  5. Ковпак Д. В. Практическая методология когнитивно-поведенческой терапии // I Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии: сборник научных статей. — СПб.: СИНЭЛ, 2015. — С. 23–28. 
  6. Ковпак Д. В. Диагностика в когнитивно-поведенческой терапии // 

VII Международный съезд Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии: сборник научных статей. — СПб.: СИНЭЛ, 2021. — С. 100–116.

  1. Ковпак Д. В., Терапия ориентированная на потребности // IX Международный Форум Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии CBTFORUM: сборник научных статей. — СПб.: Лема, 2023. — 375 с. — С. 143–157.
  2. Нюттен Жозеф: Мотивация, действие и перспектива будущего. – М.:Смысл, 2004. – 607 с.
  3. Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ  // Мониторинг  общественного  мнения:   Экономические  и социальные  перемены.  2020.  №1. С.117—142. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.06.
  4. Рычкова О.В., Холмогорова А.Б., Адаптация шкалы ориентации «Социальная ангедония» на российской выборке: метод. пособие /— М.:Неолит, 2016 — 46 с.
  5. Симонов П. В. Эмоциональный мозг. — М.: Наука, 1981. 
  6. Симонов П. В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно

информационная теория высшей нервной деятельности. — М.: Институт 

психологии РАН, 1998. 

  1. Симонов П. В. Избранные труды. Т. 1: Мозг, эмоции, потребности, 

поведение. — М.: Наука, 2004. 

  1. Суворова И.Ю., Бабий А.А., Корзун Н.В., Общая шкала удовлетворения базовых психологических потребностей. Методическое пособие /– Москва: МПСУ, 2023 – 33 с. – М.: Издательство «Перо», 2022 – 0,6 Мб [Электронный ресурс].
  2. Beck J. S. Cognitive Behavior Therapy. Basics and Beyond. — 3rd ed. — New York: The Guilford Press, 2021.

 

Приложение. Инструкция и бланк теста «шкала удовлетворенности потребностей»

Инструкция. В тесте представлены утверждения, которые описывают ваше состояние, образ жизни или ситуацию. Пожалуйста, прочтите внимательно каждое утверждение и поставьте рядом с ним балл, который является наиболее подходящим для вас. При выборе ответа, ориентируйтесь на ближайшие 2 недели вашей жизни.  

Вариант ответа Полностью не соответствует По большей части не соответствует По большей части соответствует Полностью соответствует
Баллы 1 2 3 4
Вопрос Балл
1 Я умею находить баланс между работой и отдыхом. 
2 Я достаточно хорошо адаптируюсь к изменениям.
3 Я получаю уважение и признание от других людей.
4 Я регулярно занимаюсь полезной физической активностью. 
5 У меня хорошие отношения в семье. 
6 Я достаточно времени нахожусь на свежем воздухе.
7 Я удовлетворен своей жизнью. 
8 Я не испытываю дефицит общения с другими людьми.
9 Я чувствую себя частью сообщества\коллектива.
10 Я чувствую поддержку и заботу от других людей. 
11 У меня регулярное и полноценное питание. 
12 Я чувствую себя в безопасности в своей повседневной жизни. 
13 Окружающие люди учитывают мое мнение. 
14 Я могу свободно выражать себя.
15 Окружающие люди хорошо ко мне относятся.
16 Мои финансовые возможности позволяют удовлетворять основные биологические потребности.
17 У меня есть контроль над собственной жизнью и своими решениями. 
18 У меня есть мотивы для личного и профессионального роста. 
19 Я умею находить радость и наслаждение в повседневной жизни.

 

БЛАНК ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

Биологические потребности
Вопросы 1 4 6 11 12 16 Итого
Сырые баллы
Характеристика: Станайн:
Психологические потребности
Вопросы 2 7 14 17 18 19 Итого
Сырые баллы
Характеристика: Станайн:
Социальные потребности
Вопросы 3 5 8 9 10 13 15 Итого
Сырые баллы
Характеристика: Станайн:

 

Свяжитесь с нами

Наши контакты

Телефон

8 (800) 302-96-16

© 2024 Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии
Все права защищены | Политика конфиденциальности
Сведения об образовательной организации
Почтовый адрес для корреспонденции:
Санкт-Петербург, 197101, а/я 38, НКО АКПП
Присоединяйтесь к нам: