Медиация c КПТ подходом

  «Медиация. Базовый курс» - интенсивный практический курс повышения квалификации с изучением когнитивно-поведенческой подхода в медиации.

Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии организовывает обучение по программе подготовки медиаторов «Медиация. Базовый курс» (120 часов).

Программа направлена на реализацию Федерального закона от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

"Медиация. Базовый курс" – дает право на осуществление профессиональной деятельности в области судебной и досудебной медиации, а также повышает профессиональный статус медиатора во внесудебном разрешении конфликтов.

Стоимость участия в программе - 45 000 руб. при оплате до 1 сентября 2017 г. С 2 сентября по 10 сентября 2017 г. стоимость участия - 50 000 руб. Регистрация открыта до 10 сентября 2017 г. Далее участники могут быть включены в группу при наличии мест.

Программа курса повышения квалификации «Медиация. Базовый курс» предназначена для получения дополнительных профессиональных знаний, навыков и компетенций и применения их в профессиональной деятельности медиатора по урегулированию правовых споров (судебная медиация), а также в иной деятельности, где разрешение межличностных конфликтов определяется функциональными направлениями или непосредственно входит в сферу должностных обязанностей профессиональной деятельности, в том числе, юристов, психологов, психотерапевтов, специалистов, которым приходится участвовать в согласовании различных сделок (например, в сфере недвижимости), педагогических работников, различных уровней образования, специалистов по работе с персоналом и работе в социальной сфере, судей, нотариусов, адвокатов, руководителей организаций и лиц, выполняющих управленческие функции в различных сферах производственных отношений, а также  владельцев бизнеса, топ-менеджеров, коучей, бизнес-тренеров, а также для всех, кто желает получить практические навыки, позволяющие оптимизировать процесс общения не только в ситуации посредничества, но и в повседневной жизни.

Уникальность программы основана на следующих ключевых особенностях:

  • Единственная в России программа подготовки профессиональных медиаторов, включающая когнитивно-поведенческий подход в рабочий инструментарий специалиста.
  • Изучение новейших медиативных технологий, основанных на авторских моделях формирования устойчивой нейтральной позиции медиатора при работе со сторонами.
  • Преподавательский состав: практикующие медиаторы в сфере судебной, семейной и бизнес медиации, преподаватели и руководители Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии – практикующие психотерапевты и психологи.
  • Сценарии для учебных медиаций основаны на реальных ситуациях.
  • По окончании обучения и успешного прохождения аттестации выпускникам предоставляется возможность включения в реестр профессиональных медиаторов при АКПП.

В завершении обучения проводится итоговая аттестация, по результатам которой выдается свидетельство о повышении квалификации по программе «Медиация. Базовый курс».

Ведущие преподаватели

Береснева Марина Владимировна - юрист, психолог, медиатор, коуч ICU, тренер, бизнес-консультант, переговорщик, конфликтолог, директор института практической медиации НП «Лига медиаторов», медиатор Центра альтернативного урегулирования споров и медиации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты, преподаватель Института философии Санкт-Петербургского госуниверситета.

Кославская Ольга Владимировна – юрист, психолог, медиатор широкого профиля, тренер медиации, коуч ICU, учредитель Центра медиации и права "Мировой посредник", медиатор Центра альтернативного урегулирования споров и медиации Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты.

Каменюкин Андрей Геннадьевич - Врач-психотерапевт, директор Клиники лечения депрессий и фобий, центра когнитивно-поведенческой психотерапии и консультирования, заместитель Председателя Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, сертифицированный супервизор по когнитивно-поведенческой психотерапии.

Ерухимович Юлия Александровна - врач психотерапевт, заместитель директора Клиники депрессий и фобий, руководитель программ обучения АКПП.

Медиатор – смежная профессия для юриста, психолога, психотерапевта и др. специалистов.

Новая профессия «медиатор» имеет конкретный профиль в среде специалистов, судебной системе и получило общественное признание при разрешении конфликтов самого широкого круга, начиная от семейных споров и заканчивая сложными многосторонними противоречиями в коммерческой сфере.

Медиация является в настоящее время одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном споре стороны — медиатора.

Медиация – это многоступенчатый процесс разрешения конфликта, применяемый в конфликтах между двумя лицами и группами, где нейтральное третье лицо - медиатор - не является ни судьей, ни арбитром и, что самое важное, не принимает решений (это отличительная особенность медиации, например, от третейского суда). Решение об урегулировании разногласий принимают сами стороны, задача медиатора - лишь помочь им найти взаимовыгодное решение.

Особенности медиации удобно рассмотреть в сравнении с психотерапией.

Психотерапия имеет принципиальное отличие от медиации, хотя и оказывает непосредственное влияние на формирование профессионального инструментария медиатора. В отличие от психотерапии в медиации не происходит прояснение и коррекции межличностных отношений между сторонами. Смысл деятельности медиатора состоит в том, чтобы помочь сторонам войти в переговорный процесс и успешно его завершить. Учитывая, что в таких переговорах коммуникация и восприятие затруднены, медиатор как раз призван помочь исправить восприятие и наладить коммуникацию между сторонами. Медиатор поддерживает стороны в поиске соглашений или выработке решений, прорабатывая конкретные темы, вопросы, проблемы, при этом сохраняет нейтралитет и не дает советов, которые указывают клиенту, что делать или какие решения принимать.

 

sravnenie

 

 

 

 

 

 

 

Медиация представляет собой серьезный вызов как для психотерапевтов, так и для юристов. Если первые под влиянием психотерапевтического образования уходят в психотерапию, то вторые начинают активно давать советы, слушать и развивать историю одной из сторон конфликтной ситуации. Практика обучения показывает, что довольно трудно перейти из этих форматов в формат медиации. Однако, учитывая накопившийся опыт, наши преподаватели разработали уникальный алгоритм когнитивной метаоценки, который поможет учащимся не «впадать» в привычную профессиональную роль, а также удерживать нейтральную позицию в отношении сторон конфликтной ситуации.

Медиация - это междисциплинарная область знаний, совместившая в себе такие отрасли, как право, психология, социология, лингвистика и конфликтология и др. С учетом данного положения, программа обучения в АКПП построена на основе компетентностной модели подготовки медиатора, которая представляет собой процесс приобретения знаний, умений, навыков, метапрофессиональных качеств и опыта деятельности с целью достижения квалификации профессионального уровня.

Принципы построения программы подготовки медиаторов «Медиация. Базовый курс» (целостность; интеграция; соблюдение базовых принципов деятельности медиатора; применение метода метакогнитивной оценки) определяют общие целевые установки обучения – выпустить квалифицированного и эффективного специалиста – медиатора.

 Почему именно этот курс?

  • Уникальные авторские модели с опорой на когнитивно-поведенческом подход в медиации
  • Полученные знания и навыки – сразу в работу!
  • Официальный сертификат - разрешение на профессиональную деятельность медиатора
  • Подходит для специалистов с любым опытом
  • Системность информации
  • Профессиональный тренерский состав
  • Удобное время занятий
  • Доступная цена

 Рис. Дерево эффективности медиатора

дерево

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N
п/п
Темы учебного модуля

«Медиация: Базовый курс»

Теория Практика Всего Дни
1. Введение в медиацию 3 7 10 1
1.1 Альтернативное разрешение споров 3
1.2 Медиация и медиатор 7
2. Инструменты медиации 5 25 30 3
2.1 Восприятие и коммуникации в медиации 15
2.2 Психология эмоций и развитие эмоциональной  устойчивости 5
2.3 Когнитивно-поведенческий подход в медиации 10
3. Основы конфликтологии и переговоров 5 15 20 2
3.1 Анатомия конфликта 5
3.2 Переговоры 10
3.3 Работа с интересами сторон 5
4. Медиация как процедура 5 35 40 4
4.1 Процедура медиации 34
4.2 Подготовка к процедуре медиации 4
4.3 Результат процедуры медиации 2
5. Деятельность медиатора на профессиональной основе 2 8 10 1
5.1 Области применения медиации: как процедуры альтернативного разрешения споров и как услуги широкого профиля 5
5.3 Особенности самопрезентации медиатора и маркетинга медиативных услуг 5
Итоговая аттестация (тест и медиация)      10 1
Итого: 120 12

 

ПРОГРАММА
«Медиация. Базовый курс»

Первый модуль «Введение в медиацию»

Раздел 1. Введение в медиацию

Данный раздел является введением ко всему курсу. Предполагается, что слушатели ознакомятся с основными категориями по теме, программой и способами обучения. Программа курса, как руководство и путеводитель для слушателей имеет значение для повышения успешности обучения (карта программы).

Тема 1.1  Альтернативное разрешение споров

Понятие, предмет и система альтернативного разрешения споров. Принципы альтернативного разрешения споров. Методы (формы) альтернативного разрешения споров: разнообразие и краткая характеристика. Преимущества и недостатки альтернативного разрешения споров. Судебная система и альтернативное разрешение споров.

Тема 1. 2 Медиация и медиатор

История медиации как метода альтернативного разрешения споров. Правовые основы медиации в РФ. Понятие и принципы медиации. Посредничество и медиация. Различные подходы в медиации. Преимущества и недостатки по отношению к другим альтернативным способам разрешения споров.

Медиатор: базовые знания, ценности, установки. Компетенции медиатора (карта компетенций), связь со смежными профессиями, позиция медиатора «БОН» (беспристрастность, осознанность, нейтральность), методы метакогнитивной оценки.

Раздел 2. Инструменты медиации

Блок ориентирован на приобретение или упрочение коммуникативных навыков, понимание основ эффективной коммуникации. Он не столько напрямую затрагивает предмет курса в целом, сколько является основой для овладения технологией медиации.

Тема 2.1 Восприятие и коммуникация в медиации.

В результате изучения темы предполагается сделать акцент на:

  • понимании сущности общения и его влияния на отношения;
  • развитии навыков эффективной коммуникации по компонентам:
    • интерактивный (умение учитывать особенности собеседника, умения точно определять содержание высказывания, умение отражать содержание, ориентация на изменения ситуации)
    • коммуникативный (умения активного слушания, техники задавания вопросов, перефразирование, резюмирование и проверка понимания, умение правильно строить фразы, навыки убедительной речи, метакоммуникация)
    • перцептивный (использование механизмов социальной перцепции в коммуникации, понимание сущности «когнитивного мониторинга», метакогнитивных процессов, надситуативного мышления и их роли в конфликтной компетентности);
  • умение вести деловое общение в напряженной (конфликтной) ситуации, умение работать с трудными клиентами;
  • умение работать с информацией (понимание значения информации в медиации, владение способами получения и прояснения информации, использование Петли понимания.)

При изучении теоретических вопросов акцентируется внимание слушателей на понимание основных характеристик общения и умения определить, на каком этапе произошел сбой в коммуникации, что привело к нарушению общения и как следствие портит отношения сторон. Также в ходе практических занятий отрабатываются навыки общения, которыми должен обладать медиатор, как наиболее успешный коммуникатор, и как человек, приобщающий других к эффективной коммуникации.

Тема 2.2 Психология эмоций и развитие эмоциональной устойчивости

Изучение слушателями данного блока позволит им достичь таких образовательных целей, как:

  • понимание сущности эмоций и их значимости в конфликтной коммуникации;
  • развитие умений конструктивного выражения эмоций;
  • умение отражать эмоции сторон;
  • владение приемами работы с эмоциями сторон;
  • развитие навыков эмоциональной устойчивости.

Тема 2.3 Когнитивно-поведенческий подход в медиации

Типы реагирования на конфликт: уход, агрессия, оптимальное разрешение, и их анализ с позиций когнитивно-поведенческих теорий.

Модель «когнитивного мониторинга» конфликтной ситуации.

Работа с мотивационно-когнитивными искажениями в переговорах.

Когнитивно-поведенческая модель медиации.

Стратегия удержания позиции медиатора «БОН».

Раздел 3. Основы конфликтологии и переговоров

Тема 3.1 Анатомия конфликта

Анализ и диагностика конфликта, определение его причин, истории («биографии»), структуры, стадий, явных и неявных участников, мотивации конфликтующих сторон, позиций участников, основных стратегий поведения в конфликте, степени вовлеченности в конфликт, ресурсов конфликтующих сторон, выявление намерений сторон, готовности договориться и разработка на основе этих данных программы разрешения конфликта.

Метод анализа конфликта «Луковица». Метод картографии конфликта.

Тема 3.2 Переговоры

Подготовка к переговорам. Общая стратегия и модели переговоров. Этапы переговоров. Концепция НАОС.

 Тема 3.3 Работа с интересами сторон

Работа с позициями и интересами. Типология интересов. Потребности. Рефрейминг проблем.

Раздел 4. Медиация как процедура

Ключевым разделом курса является «Медиация как процедура», в котором предлагается ознакомиться с необходимыми сведениями о медиации, отработать навыки ее проведения.

Предполагается, что после его изучения слушатели будут:

  • иметь представление о принципах, этапах, специальных техниках медиации;
  • знать основные составляющие конфликтной компетентности, понимать сущность конфликта;
  • владеть навыками разрешения конфликта посредством медиации.

Ключевым элементом этого блока является ролевая игра, в которой проигрывается процедура медиации на конкретном конфликтном кейсе. При этом в зависимости от содержания занятия и его целей ролевая игра может быть акцентирована на проигрывании или обсуждении как отдельных этапов медиации, так и использовании специальных приемов и техник.

Тема 4.1 Процедура медиации

Роль и функции медиатора в процедуре медиации. Цели, задачи и ведущие компетенции медиатора на каждой стадии процедуры медиации. Профессиональная этика медиатора. Процедура медиации, ее структура. Значение структуры в медиации. Вступительное слово медиатора.

Тема 4.2 Подготовка к процедуре медиации

Приглашение на медиацию. Обращение сторон к медиатору. Выбор медиатора. Критерии возможности рассмотрения спора с помощью процедуры медиации. Определение возможности урегулирования данного спора сторон с помощью процедуры медиации. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения об урегулировании спора с помощью процедуры медиации.

Тема 4.3 Результат процедуры медиации

Критерии оценки результата переговоров в медиации. Соглашение сторон об урегулировании спора и его соотношение с мировым соглашением и судебным решением. Правовая природа соглашения об урегулировании спора. Исполнение соглашения об урегулировании спора. Утверждение соглашения об урегулировании спора судом, третейским судом.

Раздел 5. Деятельность медиатора на профессиональной основе

Данный блок решает вопросы самоопределения на рынке услуг медиатора, а также дает инструменты позиционирования и маркетинга.

Тема 5.1. Области применения медиации:

- как процедуры альтернативного разрешения споров

Медиация при разрешении семейных споров (разводов, раздела имущества, наследственных споров, споров об определении места жительства ребенка и т.д.). Медиация при разрешении трудовых споров. Медиация при разрешении гражданско-правовых споров, в том числе в предпринимательской деятельности (Бизнес медиация).

Порядок применения медиации при рассмотрении спора в суде: Особенности процессуальных процедур. Функции и полномочия медиатора при регулировании дел, рассматриваемых в суде.

              - как услуги широкого профиля

В бизнес-переговорах в качестве представителя одной из сторон. В бизнес-переговорах в качестве нейтрального посредника. При согласовании условий сделок (медиация сделок). При формировании копоративной культуры в организациях. При организации модульных систем повышения квалификации персонала на основе медиативных технологий.

Тема 5.2 Особенности самопрезентации медиатора и маркетинга медиативных услуг

Самооценка и профессиональное развитие медиатора. Выбор модели супервизии. Идентичность медиатора, позиционирование, специализация, ниша. Ко-медиация. Налогообложение вознаграждения медиатора. Маркетинг медиативных услуг.

Расписание размещено в разделе Мероприятия

Программа курса разработана группой членов Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии и защищается авторскими правами.