Семинары отмеченные (*) являются обязательной методической основой для формирования теоретического и практического базиса в понимании когнитивно-поведенческого подхода психотерапии и формирования основных компетенций КПТ-терапевта.
*Вводный семинар. Теория и практика КПТ. Техники и приемы: S-O-R, A-B-C, С-М-Э-Р. Истоки, текущие инновации, перспективы направления. Ограничения применения КПТ.
Программу обучения когнитивно-поведенческой психотерапии первой ступени открывает вводный семинар «Теория и практика когнитивно-поведенческой психотерапии. Техники и приемы: S-O-R, A-B-C, С-М-Э-Р. Истоки, текущие инновации, перспективы направления. Ограничения применения КПТ». Данный цикл поможет понять особенности такого направления работы специалиста, освоить принципы взаимодействия в данной парадигме, разобрать различные методы работы с клиентами, сориентироваться в современных течениях когнитивно-поведенческой психотерапии. В теоретической части будут рассмотрены базовые положения и методология когнитивно-бихевиоральной парадигмы. В практической части будут представлены ведущие техники. Участники группы смогут отработать основные методы на практике.
Ведущий семинара — Ковпак Дмитрий Викторович — врач-психотерапевт, канд. мед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И.И. Мечникова, председатель АКПП, сопредседатель секции когнитивно-поведенческой терапии Российской психотерапевтической ассоциации, научный руководитель секции «Психологическое консультирование и психотерапия» Санкт-Петербургского психологического общества, автор и соавтор более ста научных статей, ряда монографий и научно-популярных изданий, супервизор и преподаватель КПТ, сертифицированный Институтом Бека (Beck Institute for cognitive and behavior therapy, Philadelphia, USA). Д. В. Ковпак преподает КПТ с 1998 года, после обучения курса по когнитивно-поведенческой терапии у профессора Г. Кассинова из Института Хофстра, Нью-Йорк, США (H. Kassinove, N.Y., USA). В 2014 году Д. В. Ковпак прошел курс обучения у А. Бека, Д. Бек, Д. Судак и других преподавателей Института А. Бека в Пенсильвании, США (Beck Institute for cognitive and behavior therapy, Philadelphia, USA) и многоступенчатый курс обучения КПТ и РЭПТ в Институте А. Эллиса в Нью-Йорке (А. Ellis Institute, N.Y., USA).
*Введение в терапию. Психотерапевтичекий контракт. Формирование комплаенса. Мотивационное интервью. Оценка психического состояния. Когнитивная концептуализация. Выработка плана терапии, постановка стратегических и тактических целей и задач лечения.
Введение в терапию. Психотерапевтичекий контракт:
- Формирование комплаенса
- Когнитивная концептуализация
- Выработка плана терапии, постановка стратегических и тактических целей и задач лечения
- Практическая отработка навыков
Ведущий семинара — Ковпак Дмитрий Викторович
*Когнитивная терапия Аарона Бека. Основные теоретические положения. Практические упражнения, техники и методология.
Когнитивная терапия Аарона Бека. Основные теоретические положения. Практические упражнения, техники и методология. Все самое важное и необходимое доступно и с юмором. Все секреты и инновации переданные лично Аароном Беком, Джудит Бек и Донной Судак.
На семинаре будут представлены теория и практика, методология и техники непосредственно из Института А. Бека в Пенсильвании, США (Beck Institute for cognitive and behavioral therapy, Philadelphia, USA), как когнитивная терапия преподается там в настоящем.
Ведущий семинара — Ковпак Дмитрий Викторович
*Концептуализация и формулировка проблемы в когнитивно-поведенческой психотерапии. Теория, развитие практических навыков
Семинар-практикум посвящен концептуализации — одному из базовых инструментов в работе когнитивно-поведенческого терапевта.
Цель семинара: изучение теоретических основ и освоение практических навыков концептуализации.
Задачи семинара:
- Когнитивно-поведенческие циклы формирования и подержания расстройств;
- Классическая модель концептуализации по Д.Бек;
- Современные модификации методов концептуализации;
- Концептуализация отдельных типовых видов расстройств: депрессия, тревожные-фобические расстройства, панические атаки, ПТСР, аддикции, ОКР;
- Практическая отработка навыков концептуализации;
- Анализ случаев из практики участников.
Ведущий семинара — Каменюкин Андрей Геннадьевич, врач-психотерапевт, директор «Клиники лечения депрессий и фобий, центра когнитивно-поведенческой психотерапии и консультирования», заместитель Председателя Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, прошел обучение в Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy (Институт когнитивно-поведенческой психотерапии Аарона Бека, США), сертифицированный супервизор в когнитивно-поведенческой психотерапии.
*Рационально-эмотивно-поведенческая терапия (РЭПТ) Альберта Эллиса. Основные теоретические положения. Практические упражнения, техники и методология.
На семинаре будут представлены теория и практика, методология и техники непосредственно из Института Альберта Эллиса в Нью-Йорке, США (The Albert Ellis Institute, New York, USA), как преподается РЭПТ непосредственными учениками и последователями Альберта Эллиса.
Ведущий семинара — Ковпак Дмитрий Викторович
*Работа с установками и глубинными убеждениями. Новая эффективная философия. Техника самопомощи ABCDEF и и ЭМУУМЭ.
Когнитивно-поведенческая психотерапия сегодня исходит из позиции формирования наших эмоций и обусловленного им поведения нашими же убеждениями, оценками и ожиданиями. Мышление — гораздо более мощный и грандиозный процесс, чем несколько осознаваемых мыслей, которые высвечивает фонарь нашего сосредоточения. Среднестатистический человек сутками напролет думает (даже когда спит!) о самых разнообразных вещах, постоянно отвлекаемый чередой внешних событий и внутренних рефлексов. У него бывают мысли, которые он вот-вот произнесет вслух, — осознанные; мысли на периферии сознания; мысли о мыслях и множество слоев подсознательных мыслей, уходящих в глубины океана психики. Наша трактовка событий, собственных переживаний и ощущений влияет на восприятие мира и эмоциональное со- стояние. Беспокойство является результатом внутренних оценок испытывающей их личности, убеждений и своего рода негативных мыслительных «программ», запутывающих сознание и загоняющих человека в «эмоциональный пожар». Переживание отрицательных эмоций вызывает не само место, люди или событие, а ожидание и трактовка того, что именно не так, где это произошло/произойдет и как. Такого рода провокационные мысли в определенных обстоятельствах могут хороводом кружиться в голове. Они рождаются в мозгу как бы сами по себе, скорострельно и «автоматически», подчас мы их просто не осознаем. Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ареоле ожиданий — удивительное человеческое свойство. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, прихотливо и разнообразно искажающие реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином «установка». Данный термин социальные психологи используют для обозначения мысленных представлений человека о разных характеристиках социального или физического мира — представлений, наложенных в результате жизненного опыта, которые, однажды возникнув, сильно влияют на его поведение. Установка — это общее название механизма, который руководит нашим поведением в частных ситуациях. Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих лежат семейные правила. Обычно считается, что установки имеют три четких компонента: оценочный (любовь или ненависть к объектам), компонент веры (мы уверены, что объекты являются именно тем, что мы о них думаем) и поведенческий (готовность действовать определенным образом по отношению к объектам). Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или исправить. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может организовать жизнь с более высокими уровнями качества, спокойствия, гармонии и самоосуществления. Работа над иррациональными установками достаточно сложна. Эти конструкты психики мало осознаваемы, поэтому их работа подспудна и быстра, к тому же они весьма инертны к изменениям. Данный семинар будет наиболее полезен тем, кто уже научился замечать свои ошибки или хорошо ориентируется в иррациональных мыслях своих клиентов и пациентов, и кто готов двигаться дальше, в глубинную часть когнитивно-поведенческого направления психотерапии. Мы обсудим понятия глубинных убеждений, предложенной в школе А. Бека и методов работы с ними, а также все ведущие современные варианты диспута, как техники и технологии изменений, предложенной в школе А. Эллиса (формула ABCD, где D – это диспут).
Ведущий семинара — Ковпак Дмитрий Викторович — врач-психотерапевт, канд. мед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И.И. Мечникова, председатель АКПП, сопредседатель секции когнитивно-поведенческой терапии Российской психотерапевтической ассоциации, научный руководитель секции «Психологическое консультирование и психотерапия» Санкт-Петербургского психологического общества, автор и соавтор более ста научных статей, ряда монографий и научно-популярных изданий, супервизор и преподаватель КПТ, сертифицированный Институтом Бека (Beck Institute for cognitive and behavior therapy, Philadelphia, USA). Д. В. Ковпак преподает КПТ с 1998 года, после обучения курса по когнитивно-поведенческой терапии у профессора Г. Кассинова из Института Хофстра, Нью-Йорк, США (H. Kassinove, N.Y., USA). В 2014 году Д. В. Ковпак прошел курс обучения у А. Бека, Д. Бек, Д. Судак и других преподавателей Института А. Бека в Пенсильвании, США (Beck Institute for cognitive and behavior therapy, Philadelphia, USA) и многоступенчатый курс обучения КПТ и РЭПТ в Институте А. Эллиса в Нью-Йорке (А. Ellis Institute, N.Y., USA).
Структура семинара
- Иррациональные установки школы А. Эллиса. Примеры и разбор на добровольцах.
- Глубинные убеждения школы А. Бека. Примеры и разбор на добровольцах.
- Методы работы с установками
- Школа А. Эллиса – Диспуты (ABCD)
- — Логический
- — Эмпирический
- — Прагматический
- Школа А. Бека – концептуализация и конфронтация
- Сократовский диалог.
- Новая эффективная философия (F).
- Метод деконструкции и реконструкции – таблица Э-М-У-У-М-Э
- Поведенческие тренинги
- Школа А. Эллиса – Диспуты (ABCD)
- Практическая отработка в тройках
Ведущий семинара — Ковпак Дмитрий Викторович
КПТ тревожных расстройств. Паническое расстройство, агорафобия, социофобия и др.
Тревожные расстройства – бич современной цивилизации. Расплата ли это за глобализацию и информатизацию? Виноваты ли в этом гены? Как осмыслить биопсихосоциальную модель современной психиатрии и как по настоящему работать с психосоциальной ее составляющей? Эволюция когнитивно-поведенческого подхода на примере эффективной работы с тревожными расстройствами будет представлена автором книг «Как избавиться от тревоги и страха», «Паническое расстройство в практике терапевта», «Страхи, тревоги, фобии … Как от них избавиться» и других, председателем Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП), доцентом кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И. И. Мечникова, научным руководителем секции психологической коррекции и психотерапии Российского Психологического Общества (СПб отделения), сопреседателем секции когнитивно-поведенческой психотерапии Российской Психотерапевтической Ассоциации Дмитрием Викторовичем Ковпаком. Его диссертация была посвящена использованию когнитивно-поведенческой психотерапии в лечении пациентов с агорофобией и социофобией. Д. В. Ковпак прошел многоэтапный курс обучения в Институте Альберта Эллиса (Нью-Йорк, США), Институте Аарона Бека (Филадельфия, США), курс обучения в Оксфордском Центре Когнитивной Терапии (Oxford Cognitive Therapy Centre) и ряд других программ обучения в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии. Является официально сертифицированным экспертом, преподавателем и супервизором КПТ.
Структура семинара:
— Дифференциация тревоги. Маски тревоги.
— Симптомы и синдромы тревожных расстройств.
— Полисистемность соматического проявления тревоги.
— Генез тревожных расстройств
— Психотерапевтический диагноз
— Когнитивная модель тревоги тревоги по А. Беку
— Трилогия разума
— Специфика терапии тревожных расстройств
— Терапевтические техники и алгоритм терапии
— Поведенческие техники (мышечная релаксация, дыхательные техники, десенсибилизация и другие техники экспозиции)
— Когнитивные техники
— Идентификация и реатрибуция телесных ощущений
— Методы работы по А. Беку и А. Эллису
— Модель концептуализации
— Техники и алгоритмы ABCD, СМЭР, ЭМУУМЭ и др.
Семинар будет включать примеры и кейсы работы с тревожно-фобическими пациентами. Диагностические видеоматериалы. Будут проведены разборы по изучаемым алгоритмам с участниками семинара. Отработка практических навыков будет включать в себя работу в «двойках», «тройках» и «большом круге».
Ведущий семинара — Ковпак Дмитрий Викторович
КПТ депрессивных расстройств и суицидального поведения.
Уникальный семинар, разработанный по результатам обучения и обмена опытом с зарубежными коллегами из Института Бека (Филадельфия, США), Института Альберта Эллиса (Нью-Йорк, США), Оксфордского центра когнитивной терапии (Великобритания), Ганновера (Германия), Берна (Швейцария) и Болоньи (Италия). Самые актуальные на сегодняшний день техники и методы, используемые в современной КПТ, а также классические для КПТ приемы будут представлены Дмитрием Викторовичем Ковпаком.
Структура семинара:
- Суицидология
- Введение в суицидологию. Основные положения, теории, концепты.
- Внешнее и внутреннее суицидальное поведение. Фазы, динамика, клиника.
- Биологические, психические, социальные предикторы.
- Способы суицида. Скрытые факторы выбора.
- Классификации и типологии.
- Основные мотивы и структура поведения.
- Терапия. Превенция. Первичная и вторичная профилактика.
- Вклад А. Бека в исследование суицидального поведения.
Суицидальные риски:
- Оценка. Инструменты по оценке суицидальности.
- Оценка пациентов с историей суицидальных попыток
- Факторы риска
- Оценка суицидальных пациентов. Концептуализация.
- Техники интервью.
- Ловушки в менеджменте
- Чего мы не делаем когда ошибаемся?
- Режим «суицид» в действии
- Когнитивные стили и стили решения проблем
Вмешательство:
- Доказательства применения КПT для пациентов с суицидальными рисками
- Концептуализация и планы лечения
- Протокол КПТ в работе с суицидентами
- Специфические когнитивные и поведенческие техники для лечения пациентов с суицидальными рисками
- Цели интервенций
- Стратегии управления
- Безопасное окружение
- План безопасности
- Антисуицидальная сеть
- Тренинг навыка решения проблем и совладания с импульсивными эмоциями
- Как определить дефицит навыков?
- Группа по тренировке навыков
- Причины для смерти с рефремином
- Причины для жизни
- Копинг-карты
Ведущий семинара — Ковпак Дмитрий Викторович
КПТ аддиктивного поведения
Семинар посвящен одной из самых актуальных проблем в области психического здоровья не только в России, но и всего мира. Общепризнанным фактом является высокая коморбидность аддиктивных расстройств, приводящая к тому, что даже непрофильные специалисты, психологи и психотерапевты, далекие от наркологии, сталкиваются в своей практике со страдающими зависимостью. Целью семинара является формирование представлений о современной когнитивно-поведенческой модели терапии аддиктивных расстройств и освоение практических приемов работы с ними. Особенностью семинара является интеграция классических инструментов КПТ и элементов MBSR (mindfulness based stress reduction) в единую стратегию терапии аддиктивных расстройств. Семинар будет полезен практикам, знающим основы КПТ и владеющим базовыми техниками, желающим расширить спектр своих возможностей.
- Краткий обзор проблемы.
- Мотивационное интервью. Теория и практика. Прогнозирование эффективности психотерапии.
- КП-подход в терапии аддиктивных расстройств:
а) концептуализация;
б) когнитивная реконструкция;
в) модификация поведения.
4. Использование элементов MBSR (mindfulness based stress reduction) в терапии аддиктивных расстройств.
5. Профилактика рецидивов:
а) выявление факторов риска;
б) управление факторами риска;
в) развитие навыков решения проблем;
г) противорецидивный план.
- Особенности терапии при коморбидных расстройствах (тревожные расстройства, расстройства настроения).
Ведущий семинара — Каменюкин Андрей Геннадьевич, врач-психотерапевт, директор «Клиники лечения депрессий и фобий, центра когнитивно-поведенческой психотерапии и консультирования», заместитель Председателя Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, прошел обучение в Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy (Институт когнитивно-поведенческой психотерапии Аарона Бека, США), сертифицированный супервизор в когнитивно-поведенческой психотерапии.
*Самомониторинг. Саморегуляция в поведенческой терапии.
Структура семинара:
- Оценка динамики изменений.
- Итероцептивная экспозиция.
- Основные приемы и правила проведения
Семинар включает теоретическую часть, посвященную вышеуказанным темам, а также практическую часть, включающую демонстрацию и освоение техник данного раздела.
*Техники релаксации (прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону и дыхательные техники).
Темы семинара:
- Активная и пассивная прогрессивная мышечная релаксация.
- Диафрагмальное дыхание.
- Другие техники релаксации.
- Основные навыки общения как приемы совладания с напряжением.
Семинар включает теоретическую часть, посвященную описанию механизмов действия вышеуказанных техник. Практическая часть посвящена освоению техник.
Ведущий семинара – Федоров Александр Петрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, председатель региональной ассоциации «Психотерапевты Санкт-Петербурга», автор учебно-методического пособия для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и студентов старших курсов медицинских вузов «Когнитивно-поведенческая психотерапия» опубликованная в издательстве «Питер».
Моделирование поведения. Тренинг ассертивного поведения. Управление гневом.
Психотерапия гнева и повышенной раздражительности — семинар, имеющий задачу ознакомить терапевтов с проблемой повышенной раздражительности и гнева и освоить базовые техники работы с этими состояниями.
Дается теоретическая модель возникновения гнева, описывается общая программа управления гневом.
Выделяются отдельные этапы и модули программы: постановка диагноза и выбор мишеней воздействия, повышение мотивации и уровня осознавания гнева. На этапе собственно изменений слушатели знакомятся с техниками контроля стимула, техниками снижения нервного напряжения, экспозиционными техниками, отдельными когнитивными техниками. Модуль формирования конструктивных жизненных навыков включает ознакомление с тренингом ассертивности в полуструктурированном варианте.
Ведущий – Федоров Александр Петрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, председатель региональной ассоциации «Психотерапевты Санкт-Петербурга», автор учебно-методического пособия для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и студентов старших курсов медицинских вузов «Когнитивно-поведенческая психотерапия» опубликованная в издательстве «Питер».
*Методы поведенческой психотерапии
Структура семинара:
Верификация телесного состояния:
- Самомониторинг
- Методы контакта с телом.
Саморегуляция:
- Аутогенная тренировка.
- Мышечная релаксация (форсированная техника прогрессирующей мышечной релаксации по Э. Джекобсону, техника прогрессирующей мышечной релаксации по Э. Джекобсону в модификации О. М. Радюка)
- Дыхательные техники.
Теория локуса контроля Дж. Роттера
- Интернальный и экстернальный локус контроля.
- Категории свободы деятельности и минимальной цели
Теория выученной беспомощности М. Селигмана и Позитивная психология
- Преодоление беспомощности
- Теория оптимизма
Теория моделирования А. Бандуры и Моделирующая терапия
- Ассертивный тренинг (тренинг уверенного поведения)
Мультимодальная терапия А. Лазаруса
- BASIC-ID
Тренинг самоинструктирования Д. Мейхенбаума
- Прививка против стресса
Майндфулнесс:
- Техники осознания и формирование привычки осознанности. Шаматха и Випашьяна.
- Навыки медитативных техник
Терапия реальностью У. Глассера:
- Методы работы с поведением. Целостное поведение. Теория контроля и теория выбора.
Классические поведенческие техники:
- Подкрепление, положительное и отрицательное подкрепление. Безусловные и условные подкрепления. Дифференциальное подкрепление
- Угашение
- Систематическая десенсибилизация по Вольпе.
- Метод наводнения
- Наказание. Аверсивная терапия
- Жетонная экономика.
Поведенческий марафон – авторская методика анти-авиофобических тренигов:
- Работа с пациентами на авиатренажерах Airbus и Boing
- Полетные тренинги
- Доппрограммы и поведенческие бонусы
Ведущий семинара — Ковпак Дмитрий Викторович
Когнитивно-поведенческая терапия третьей волны. Диалектико-поведенческая терапия (DBT). Майндфулнесс. Терапия принятия и ответственности. Теория и практика.
Как отмечает В. Нойфельд в истории развития когнитивно-поведенческой психотерапии можно различить 3 фазы: в первой фазе в фокусе исследования находилось поведение и возможности его модификации, во второй — мышление и возможности его модификации. В третьей фазе, начавшей развиваться в 90е годы XX века, в фокус исследования больше входят эмоции, отношения, интеракции, темы ценностей и смыслов, духовность.
Міndfulness («осознанность»), как наиболее яркий представитель направлений третьей волны когнитивно-поведенческой психотерапии, обычно передается термином «безоценочное осознавание». Это процесс, при котором внимание направляется на настоящий момент, человек воспринимает то, что сейчас происходит в его внутреннем или внешнем мире, и стремится при этом к безоценочности и принятию. Он входит в роль доброжелательного и любопытного наблюдателя, который созерцает внутренние процессы, но не отождествляет себя с ними и не дает им себя поглотить.
Термин «осознанность» является производным от Сати, «памятование», которая является важным элементом буддийской практики, в том числе випассана («медитация прозрения»), сатипаттхана и анапанасати (развитие осознанности с дыханием).
Вниманию специалистов будет представлена Шаматха — одна из эффективных практик буддизма. Уже более 2400 лет шаматха применяется для достижения умиротворения, усиления концентрации внимания, ясности ума, снятия напряжения и стрессовых состояний.
Ведущий семинара — Ковпак Дмитрий Викторович