Подробное содержание программы Базового курса

Семинары отмеченные (*) являются обязательной методической основой для формирования теоретического и практического базиса в понимании когнитивно-поведенческого подхода психотерапии и формирования основных компетенций КПТ-терапевта.

*Вводный семинар. Теория и практика КПТ. Техники и приемы: S-O-R, A-B-C, С-М-Э-Р. Истоки, текущие инновации, перспективы направления. Ограничения применения КПТ.

Программу обучения когнитивно-поведенческой психотерапии первой ступени открывает вводный семинар «Теория и практика когнитивно-поведенческой психотерапии. Техники и приемы: S-O-R, A-B-C, С-М-Э-Р. Истоки, текущие инновации, перспективы направления. Ограничения применения КПТ». Данный цикл поможет понять особенности такого направления работы специалиста, освоить принципы взаимодействия в данной парадигме, разобрать различные методы работы с клиентами, сориентироваться в современных течениях когнитивно-поведенческой психотерапии. В теоретической части будут рассмотрены базовые положения и методология когнитивно-бихевиоральной парадигмы. В практической части будут представлены ведущие техники. Участники группы смогут отработать основные методы на практике.

Ведущий семинара - Ковпак Дмитрий Викторович - врач-психотерапевт, канд. мед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И.И. Мечникова, председатель АКПП, сопредседатель секции когнитивно-поведенческой терапии Российской психотерапевтической ассоциации, научный руководитель секции "Психологическое консультирование и психотерапия" Санкт-Петербургского психологического общества, автор и соавтор более ста научных статей, ряда монографий и научно-популярных изданий, супервизор и преподаватель КПТ, сертифицированный Институтом Бека (Beck Institute for cognitive and behavior therapy, Philadelphia, USA). Д. В. Ковпак преподает КПТ с 1998 года, после обучения курса по когнитивно-поведенческой терапии у профессора Г. Кассинова из Института Хофстра, Нью-Йорк, США (H. Kassinove, N.Y., USA). В 2014 году Д. В. Ковпак прошел курс обучения у А. Бека, Д. Бек, Д. Судак и других преподавателей Института А. Бека в Пенсильвании, США (Beck Institute for cognitive and behavior therapy, Philadelphia, USA) и многоступенчатый курс обучения КПТ и РЭПТ в Институте А. Эллиса в Нью-Йорке (А. Ellis Institute, N.Y., USA).

*Введение в терапию. Психотерапевтичекий контракт. Формирование комплаенса. Мотивационное интервью. Оценка психического состояния. Когнитивная концептуализация. Выработка плана терапии, постановка стратегических и тактических целей и задач лечения.

Введение в терапию. Психотерапевтичекий контракт:

  • Формирование комплаенса
  • Когнитивная концептуализация
  • Выработка плана терапии, постановка стратегических и тактических целей и задач лечения
  • Практическая отработка навыков

Ведущий семинара - Ковпак Дмитрий Викторович

*Когнитивная терапия Аарона Бека. Основные теоретические положения. Практические упражнения, техники и методология.

Когнитивная терапия Аарона Бека. Основные теоретические положения. Практические упражнения, техники и методология. Все самое важное и необходимое доступно и с юмором. Все секреты и инновации переданные лично Аароном Беком, Джудит Бек и Донной Судак.

На семинаре будут представлены теория и практика, методология и техники непосредственно из Института А. Бека в Пенсильвании, США (Beck Institute for cognitive and behavioral therapy, Philadelphia, USA), как когнитивная терапия преподается там в настоящем.

Ведущий семинара - Ковпак Дмитрий Викторович

*Концептуализация и формулировка проблемы в когнитивно-поведенческой психотерапии. Теория, развитие практических навыков

Семинар-практикум посвящен концептуализации - одному из базовых инструментов в работе когнитивно-поведенческого терапевта.

Цель семинара: изучение теоретических основ и освоение практических навыков концептуализации.

Задачи семинара:

  • Когнитивно-поведенческие циклы формирования и подержания расстройств;
  • Классическая модель концептуализации по Д.Бек;
  • Современные модификации методов концептуализации;
  • Концептуализация отдельных типовых видов расстройств: депрессия, тревожные-фобические расстройства, панические атаки, ПТСР, аддикции, ОКР;
  • Практическая отработка навыков концептуализации;
  • Анализ случаев из практики участников.

Ведущий семинара - Каменюкин Андрей Геннадьевич, врач-психотерапевт, директор "Клиники лечения депрессий и фобий, центра когнитивно-поведенческой психотерапии и консультирования", заместитель Председателя Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, прошел обучение в Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy (Институт когнитивно-поведенческой психотерапии Аарона Бека, США), сертифицированный супервизор в когнитивно-поведенческой психотерапии.

*Рационально-эмотивно-поведенческая терапия (РЭПТ) Альберта Эллиса. Основные теоретические положения. Практические упражнения, техники и методология.

На семинаре будут представлены теория и практика, методология и техники непосредственно из Института Альберта Эллиса в Нью-Йорке, США (The Albert Ellis Institute, New York, USA), как преподается РЭПТ непосредственными учениками и последователями Альберта Эллиса.

Ведущий семинара - Ковпак Дмитрий Викторович

*Работа с установками и глубинными убеждениями. Новая эффективная философия. Техника самопомощи ABCDEF и и ЭМУУМЭ.

Когнитивно-поведенческая психотерапия сегодня исходит из позиции формирования наших эмоций и обусловленного им поведения нашими же убеждениями, оценками и ожиданиями. Мышление — гораздо более мощный и грандиозный процесс, чем несколько осознаваемых мыслей, которые высвечивает фонарь нашего сосредоточения. Среднестатистический человек сутками напролет думает (даже когда спит!) о самых разнообразных вещах, постоянно отвлекаемый чередой внешних событий и внутренних рефлексов. У него бывают мысли, которые он вот-вот произнесет вслух, — осознанные; мысли на периферии сознания; мысли о мыслях и множество слоев подсознательных мыслей, уходящих в глубины океана психики. Наша трактовка событий, собственных переживаний и ощущений влияет на восприятие мира и эмоциональное со- стояние. Беспокойство является результатом внутренних оценок испытывающей их личности, убеждений и своего рода негативных мыслительных «программ», запутывающих сознание и загоняющих человека в «эмоциональный пожар». Переживание отрицательных эмоций вызывает не само место, люди или событие, а ожидание и трактовка того, что именно не так, где это произошло/произойдет и как. Такого рода провокационные мысли в определенных обстоятельствах могут хороводом кружиться в голове. Они рождаются в мозгу как бы сами по себе, скорострельно и «автоматически», подчас мы их просто не осознаем. Видеть желаемое вместо действительного, воспринимать реальность в ареоле ожиданий — удивительное человеческое свойство. Мы видим события, людей и факты не объективно и беспристрастно, а сквозь некие очки, фильтры, призмы, прихотливо и разнообразно искажающие реальность для каждого из нас. Эту предвзятость, избирательность и произвольную окраску восприятия в психологии обозначают термином «установка». Данный термин социальные психологи используют для обозначения мысленных представлений человека о разных характеристиках социального или физического мира — представлений, наложенных в результате жизненного опыта, которые, однажды возникнув, сильно влияют на его поведение. Установка — это общее название механизма, который руководит нашим поведением в частных ситуациях. Подобные убеждения формируются из детских впечатлений или перенимаются от родителей и сверстников. В основе многих лежат семейные правила. Обычно считается, что установки имеют три четких компонента: оценочный (любовь или ненависть к объектам), компонент веры (мы уверены, что объекты являются именно тем, что мы о них думаем) и поведенческий (готовность действовать определенным образом по отношению к объектам). Отказавшись от представления о себе как о беспомощном порождении биохимических реакций, слепых импульсов или автоматических рефлексов, человек получает возможность увидеть в себе существо, склонное рождать ошибочные идеи, но и способное отучиться от них или исправить. Только определив и исправив ошибки мышления, личность может организовать жизнь с более высокими уровнями качества, спокойствия, гармонии и самоосуществления. Работа над иррациональными установками достаточно сложна. Эти конструкты психики мало осознаваемы, поэтому их работа подспудна и быстра, к тому же они весьма инертны к изменениям. Данный семинар будет наиболее полезен тем, кто уже научился замечать свои ошибки или хорошо ориентируется в иррациональных мыслях своих клиентов и пациентов, и кто готов двигаться дальше, в глубинную часть когнитивно-поведенческого направления психотерапии. Мы обсудим понятия глубинных убеждений, предложенной в школе А. Бека и методов работы с ними, а также все ведущие современные варианты диспута, как техники и технологии изменений, предложенной в школе А. Эллиса (формула ABCD, где D – это диспут).

Ведущий семинара - Ковпак Дмитрий Викторович - врач-психотерапевт, канд. мед. наук, доцент кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И.И. Мечникова, председатель АКПП, сопредседатель секции когнитивно-поведенческой терапии Российской психотерапевтической ассоциации, научный руководитель секции "Психологическое консультирование и психотерапия" Санкт-Петербургского психологического общества, автор и соавтор более ста научных статей, ряда монографий и научно-популярных изданий, супервизор и преподаватель КПТ, сертифицированный Институтом Бека (Beck Institute for cognitive and behavior therapy, Philadelphia, USA). Д. В. Ковпак преподает КПТ с 1998 года, после обучения курса по когнитивно-поведенческой терапии у профессора Г. Кассинова из Института Хофстра, Нью-Йорк, США (H. Kassinove, N.Y., USA). В 2014 году Д. В. Ковпак прошел курс обучения у А. Бека, Д. Бек, Д. Судак и других преподавателей Института А. Бека в Пенсильвании, США (Beck Institute for cognitive and behavior therapy, Philadelphia, USA) и многоступенчатый курс обучения КПТ и РЭПТ в Институте А. Эллиса в Нью-Йорке (А. Ellis Institute, N.Y., USA).

Структура семинара

  1. Иррациональные установки школы А. Эллиса. Примеры и разбор на добровольцах.
  2. Глубинные убеждения школы А. Бека. Примеры и разбор на добровольцах.
  3. Методы работы с установками
    • Школа А. Эллиса – Диспуты (ABCD)
      • - Логический
      • - Эмпирический
      • - Прагматический
    • Школа А. Бека – концептуализация и конфронтация
    • Сократовский диалог.
    • Новая эффективная философия (F).
    • Метод деконструкции и реконструкции – таблица Э-М-У-У-М-Э
    • Поведенческие тренинги
  4. Практическая отработка в тройках

Ведущий семинара - Ковпак Дмитрий Викторович

КПТ тревожных расстройств. Паническое расстройство, агорафобия, социофобия и др.

Тревожные расстройства – бич современной цивилизации. Расплата ли это за глобализацию и информатизацию? Виноваты ли в этом гены? Как осмыслить биопсихосоциальную модель современной психиатрии и как по настоящему работать с психосоциальной ее составляющей? Эволюция когнитивно-поведенческого подхода на примере эффективной работы с тревожными расстройствами будет представлена автором книг «Как избавиться от тревоги и страха», «Паническое расстройство в практике терапевта», «Страхи, тревоги, фобии … Как от них избавиться» и других, председателем Ассоциации Когнитивно-Поведенческой Психотерапии (АКПП), доцентом кафедры психологии и педагогики СЗГМУ им. И. И. Мечникова, научным руководителем секции психологической коррекции и психотерапии Российского Психологического Общества (СПб отделения), сопреседателем секции когнитивно-поведенческой психотерапии Российской Психотерапевтической Ассоциации Дмитрием Викторовичем Ковпаком. Его диссертация была посвящена использованию когнитивно-поведенческой психотерапии в лечении пациентов с агорофобией и социофобией. Д. В. Ковпак прошел многоэтапный курс обучения в Институте Альберта Эллиса (Нью-Йорк, США), Институте Аарона Бека (Филадельфия, США), курс обучения в Оксфордском Центре Когнитивной Терапии (Oxford Cognitive Therapy Centre) и ряд других программ обучения в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии. Является официально сертифицированным экспертом, преподавателем и супервизором КПТ.

Структура семинара:

- Дифференциация тревоги. Маски тревоги.

- Симптомы и синдромы тревожных расстройств.

- Полисистемность соматического проявления тревоги.

- Генез тревожных расстройств

- Психотерапевтический диагноз

- Когнитивная модель тревоги тревоги по А. Беку

- Трилогия разума

- Специфика терапии тревожных расстройств

- Терапевтические техники и алгоритм терапии

- Поведенческие техники (мышечная релаксация, дыхательные техники, десенсибилизация и другие техники экспозиции)

- Когнитивные техники

- Идентификация и реатрибуция телесных ощущений

- Методы работы по А. Беку и А. Эллису

- Модель концептуализации

- Техники и алгоритмы ABCD, СМЭР, ЭМУУМЭ и др.

Семинар будет включать примеры и кейсы работы с тревожно-фобическими пациентами. Диагностические видеоматериалы. Будут проведены разборы по изучаемым алгоритмам с участниками семинара. Отработка практических навыков будет включать в себя работу в «двойках», «тройках» и «большом круге».

Ведущий семинара - Ковпак Дмитрий Викторович

КПТ депрессивных расстройств и суицидального поведения.

Уникальный семинар, разработанный по результатам обучения и обмена опытом с зарубежными коллегами из Института Бека (Филадельфия, США), Института Альберта Эллиса (Нью-Йорк, США), Оксфордского центра когнитивной терапии (Великобритания), Ганновера (Германия), Берна (Швейцария) и Болоньи (Италия). Самые актуальные на сегодняшний день техники и методы, используемые в современной КПТ, а также классические для КПТ приемы будут представлены Дмитрием Викторовичем Ковпаком.

Структура семинара:

  • Суицидология
  • Введение в суицидологию. Основные положения, теории, концепты.
  • Внешнее и внутреннее суицидальное поведение. Фазы, динамика, клиника.
  • Биологические, психические, социальные предикторы.
  • Способы суицида. Скрытые факторы выбора.
  • Классификации и типологии.
  • Основные мотивы и структура поведения.
  • Терапия. Превенция. Первичная и вторичная профилактика.
  • Вклад А. Бека в исследование суицидального поведения.

Суицидальные риски:

  • Оценка. Инструменты по оценке суицидальности.
  • Оценка пациентов с историей суицидальных попыток
  • Факторы риска
  • Оценка суицидальных пациентов. Концептуализация.
  • Техники интервью.
  • Ловушки в менеджменте
  • Чего мы не делаем когда ошибаемся?
  • Режим «суицид» в действии
  • Когнитивные стили и стили решения проблем

Вмешательство:

  • Доказательства применения КПT для пациентов с суицидальными рисками
  • Концептуализация и планы лечения
  • Протокол КПТ в работе с суицидентами
  • Специфические когнитивные и поведенческие техники для лечения пациентов с суицидальными рисками
  • Цели интервенций
  • Стратегии управления
  • Безопасное окружение
  • План безопасности
  • Антисуицидальная сеть
  • Тренинг навыка решения проблем и совладания с импульсивными эмоциями
  • Как определить дефицит навыков?
  • Группа по тренировке навыков
  • Причины для смерти с рефремином
  • Причины для жизни
  • Копинг-карты

Ведущий семинара - Ковпак Дмитрий Викторович

КПТ аддиктивного поведения

Семинар посвящен одной из самых актуальных проблем в области психического здоровья не только в России, но и всего мира. Общепризнанным фактом является высокая коморбидность аддиктивных расстройств, приводящая к тому, что даже непрофильные специалисты, психологи и психотерапевты, далекие от наркологии, сталкиваются в своей практике со страдающими зависимостью. Целью семинара является формирование представлений о современной когнитивно-поведенческой модели терапии аддиктивных расстройств и освоение практических приемов работы с ними. Особенностью семинара является интеграция классических инструментов КПТ и элементов MBSR (mindfulness based stress reduction) в единую стратегию терапии аддиктивных расстройств. Семинар будет полезен практикам, знающим основы КПТ и владеющим базовыми техниками, желающим расширить спектр своих возможностей.

  1.  Краткий обзор проблемы.
  2. Мотивационное интервью. Теория и практика. Прогнозирование эффективности психотерапии.
  3.  КП-подход в терапии аддиктивных расстройств:

а) концептуализация;

б) когнитивная реконструкция;

в) модификация поведения.

4. Использование элементов MBSR (mindfulness based stress reduction) в терапии аддиктивных расстройств.

5. Профилактика рецидивов:

а) выявление факторов риска;

б) управление факторами риска;

в) развитие навыков решения проблем;

г) противорецидивный план.

  1. Особенности терапии при коморбидных расстройствах (тревожные расстройства, расстройства настроения).

Ведущий семинара - Каменюкин Андрей Геннадьевич, врач-психотерапевт, директор "Клиники лечения депрессий и фобий, центра когнитивно-поведенческой психотерапии и консультирования", заместитель Председателя Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии, прошел обучение в Beck Institute for Cognitive Behavior Therapy (Институт когнитивно-поведенческой психотерапии Аарона Бека, США), сертифицированный супервизор в когнитивно-поведенческой психотерапии.

*Самомониторинг. Саморегуляция в поведенческой терапии.

Структура семинара:

  • Оценка динамики изменений.
  • Итероцептивная экспозиция.
  • Основные приемы и правила проведения

Семинар включает теоретическую часть, посвященную вышеуказанным темам, а также практическую часть, включающую демонстрацию и освоение техник данного раздела.

 *Техники релаксации (прогрессивная мышечная релаксация по Джекобсону и дыхательные техники).

Темы семинара:

  • Активная и пассивная прогрессивная мышечная релаксация.
  • Диафрагмальное  дыхание.
  • Другие техники релаксации.
  • Основные навыки общения как приемы совладания с напряжением.

Семинар включает теоретическую часть, посвященную описанию механизмов действия вышеуказанных техник. Практическая часть посвящена освоению техник.

Ведущий семинара Федоров Александр Петрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, председатель региональной ассоциации «Психотерапевты Санкт-Петербурга», автор учебно-методического пособия для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и студентов старших курсов медицинских вузов «Когнитивно-поведенческая психотерапия» опубликованная в издательстве «Питер».

Моделирование поведения. Тренинг ассертивного поведения. Управление гневом.

Психотерапия гнева и повышенной раздражительности - семинар, имеющий задачу ознакомить терапевтов с проблемой повышенной раздражительности и гнева и освоить базовые техники работы с этими состояниями.
Дается теоретическая модель возникновения гнева, описывается общая программа управления гневом.
Выделяются отдельные этапы и модули программы: постановка диагноза и выбор мишеней воздействия, повышение мотивации и уровня осознавания гнева. На этапе собственно изменений слушатели знакомятся с техниками контроля стимула, техниками снижения нервного напряжения, экспозиционными техниками, отдельными когнитивными техниками. Модуль формирования конструктивных жизненных навыков включает ознакомление с тренингом ассертивности в полуструктурированном варианте.

Ведущий – Федоров Александр Петрович, доктор медицинских наук, профессор кафедры психотерапии СЗГМУ им. И. И. Мечникова, председатель региональной ассоциации «Психотерапевты Санкт-Петербурга», автор учебно-методического пособия для психотерапевтов, психиатров, клинических психологов и студентов старших курсов медицинских вузов «Когнитивно-поведенческая психотерапия» опубликованная в издательстве «Питер».

*Методы поведенческой психотерапии

Структура семинара:

            Верификация телесного состояния:

  • Самомониторинг
  • Методы контакта с телом.

Саморегуляция:

  • Аутогенная тренировка.
  • Мышечная релаксация (форсированная техника прогрессирующей мышечной релаксации по Э. Джекобсону, техника прогрессирующей мышечной релаксации по Э. Джекобсону в модификации О. М. Радюка)
  • Дыхательные техники.

Теория локуса контроля Дж. Роттера

  • Интернальный и экстернальный локус контроля.
  • Категории свободы деятельности и минимальной цели

Теория выученной беспомощности М. Селигмана и Позитивная психология

  • Преодоление беспомощности
  • Теория оптимизма

Теория моделирования А. Бандуры и Моделирующая терапия

  • Ассертивный тренинг (тренинг уверенного поведения)

Мультимодальная терапия А. Лазаруса

  • BASIC-ID

Тренинг самоинструктирования Д. Мейхенбаума

  • Прививка против стресса

Майндфулнесс:

  • Техники осознания и формирование привычки осознанности. Шаматха и Випашьяна.
  • Навыки медитативных техник

Терапия реальностью У. Глассера:

  • Методы работы с поведением. Целостное поведение. Теория контроля и теория выбора.

Классические поведенческие техники:

  • Подкрепление, положительное и отрицательное подкрепление. Безусловные и условные подкрепления. Дифференциальное подкрепление
  • Угашение
  • Систематическая десенсибилизация по Вольпе.
  • Метод наводнения
  • Наказание. Аверсивная терапия
  • Жетонная экономика.

Поведенческий марафон – авторская методика анти-авиофобических тренигов:

  • Работа с пациентами на авиатренажерах Airbus и Boing
  • Полетные тренинги
  • Доппрограммы и поведенческие бонусы

Ведущий семинара - Ковпак Дмитрий Викторович

Когнитивно-поведенческая терапия третьей волны. Диалектико-поведенческая терапия (DBT). Майндфулнесс. Терапия принятия и ответственности. Теория и практика.

Как отмечает В. Нойфельд в истории развития когнитивно-поведенческой психотерапии можно различить 3 фазы: в первой фазе в фокусе исследования находилось поведение и возможности его модификации, во второй — мышление и возможности его модификации. В третьей фазе, начавшей развиваться в 90­е годы XX века, в фокус исследования больше входят эмоции, отношения, интеракции, темы ценностей и смыслов, духовность.
Міndfulness («осознанность»), как наиболее яркий представитель направлений третьей волны когнитивно-поведенческой психотерапии, обычно передается термином «безоценочное осознавание». Это процесс, при котором внимание направляется на настоящий момент, человек воспринимает то, что сейчас происходит в его внутреннем или внешнем мире, и стремится при этом к безоценочности и принятию. Он входит в роль доброжелательного и любопытного наблюдателя, который созерцает внутренние процессы, но не отождествляет себя с ними и не дает им себя поглотить.
Термин "осознанность" является производным от Сати, "памятование", которая является важным элементом буддийской практики, в том числе випассана («медитация прозрения»), сатипаттхана и анапанасати (развитие осознанности с дыханием).
Вниманию специалистов будет представлена Шаматха - одна из эффективных практик буддизма. Уже более 2400 лет шаматха применяется для достижения умиротворения, усиления концентрации внимания, ясности ума, снятия напряжения и стрессовых состояний.

Ведущий семинара - Ковпак Дмитрий Викторович